Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россиян хотят избавить от навязчивой рекламы, распространяемой в платежках ЖКУ, — управляющим компаниям предлагают под угрозой штрафов запретить это делать. С такой инициативой в Минстрой обратился депутат Госдумы Виктор Зубарев (есть у «Известий»). Его поддерживают в Общественной палате РФ, «Деловой России» и Институте развития правового общества. Еще два года назад размещение рекламы на платежках было запрещено, но УК и расчетные центры нашли лазейку: листовки теперь вкладывают в конверты с платежным документом. В результате граждане получают множество бумаг, в их числе оказываются предложения по замене радиаторов, счетчиков и окон. Пожилые люди порой воспринимают информацию от УК как руководство к действию. С другой стороны, реклама позволяет УК снижать расходы на бумажные документы, отмечают эксперты.

Следующий шаг

В 2018 году в России запретили печатать рекламу на квитанциях по оплате ЖКУ, в том числе на их оборотной стороне. Это не касается социальной и справочной информации. Однако у УК и расчетных центров, выставляющих платежки, осталась возможность вкладывать в конверты рекламные листовки и флаеры. Нередко в их числе — предложения по замене радиаторов, счетчиков, окон и так далее. Подобная реклама путает граждан, особенно пожилых — иногда они воспринимают ее как обязательную к выполнению, указала директор Института развития правового общества Дарья Гладыш.

— Часто люди воспринимают как призыв к действию покупку или обновление какой-либо продукции. Получается, рекламодатели нашли удобную лазейку. Подобную практику необходимо пресекать, — считает депутат Госдумы Виктор Зубарев.

В связи с эти парламентарий оправил главе Минстроя Владимиру Якушеву предложение о запрете распространения любой рекламы посредством платежных документов на ЖКУ. Исключение касается социальной рекламы и справочной информации. За нарушение запрета предполагаются штрафы. Изменения нужно внести ст. 5 и ст. 38 38-ФЗ «О рекламе». С копией документа ознакомились «Известия».

жкх
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

За нарушения законодательства о рекламе для юрлиц предполагаются штрафы от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, уточнил член генсовета «Деловой России», владелец ГК «Удача» Владимир Прохоров.

В Минстрое на момент публикации на запрос «Известий» не ответили.

В стране практически полностью отсутствует защита граждан от спама. Но если в электронной почте есть возможность отписаться от раздражающих писем, то в случае с реальными почтовыми ящиками это невозможно. А УК в принципе не должны заниматься распространением рекламы и зарабатывать на этом, отметил член общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов.

Отследить доходы управляющих компаний от распространения такой рекламы невозможно и тем более определить, на что они тратятся, сказал Владимир Прохоров. При этом, если УК хочет донести какую-то действительно важную информацию до жителей, для этого есть много других способов — от медиаресурсов до информационных досок во дворах и у подъездов, подчеркнула Дарья Гладыш.

жкх
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Доска объявления — наиболее подходящее место для распространения рекламных и информационных материалов. Например, график отключения воды никогда не вкладывают в квитанцию, а вывешивают у подъезда, указал Владимир Прохоров.

— На площадке Общественной палаты РФ неоднократно обсуждалось введение специальных норм, которые позволили бы защитить людей от недобросовестного воздействия рекламы. Предложенная инициатива — следующий шаг после запрета коммерческой рекламы на обороте платежек, и его необходимо сделать, — высказал мнение первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив ОП РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.

Компромиссный вариант

Ввод запрета на распространение рекламы через платежки за ЖКУ — излишняя мера, полагает директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Зачастую за счет нее управляющим компаниям удается снизить стоимость формирования и распространения квитанций, объяснила она. Возможность рекламы должна остаться, особенно сейчас, когда отрасль ЖКХ требует дополнительных инвестиций из-за коронакризиса, считает генеральный директор ПАО «Городские инновационные технологии» Сергей Минко.

жкх
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Также для борьбы с навязыванием гражданам ненужных услуг через платежки стоит переводить выставление счетов на оплату ЖКУ в электронный формат, указал Виктор Зубарев. В числе предложений, направленных в Минстрой, фигурирует и предоставление гражданам возможности добровольно отказываться от бумажных носителей квитанций в пользу электронных сервисов. Отказ может экономить на оплате коммуналки, говорится в письме.

Стоимость выпуска и доставки каждого счета за услуги ЖКХ в среднем составляет 16–23 рубля. При этом граждане зачастую получают отдельно квитанции за воду, газ, электроэнергию и за вывоз мусора, то есть в месяц россияне фактически платят порядка 70–90 рублей только за то, чтобы получить счет на бумажном носителе (УК включают расходы в свои услуги). При отказе от бумажных платежек размер возможной экономии на ЖКУ составит от 800 до 1 тыс. рублей в год, рассказал Владимир Прохоров.

Однако сложность полного перехода отрасли ЖКХ на электронные платежки заключается в том, что у многих граждан, особенно у пенсионеров, до сих пор нет интернета, компьютеров и смартфонов, указала Светлана Разворотнева.

жкх
Фото: ТАСС/Александр Щербак

Действительно, сейчас реклама позволяет УК снижать расходы на бумажные документы, отметила директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Но нельзя и отрицать, что зачастую она вредит гражданам. Поэтому разумным компромиссом было бы определять на общих собраниях жильцов, какую рекламу они категорически не хотят видеть в квитанциях на ЖКУ, а какую готовы получать, считает она.

Прямой эфир