Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин отметил важность обеспечения прав бизнеса для кооперации в мировой торговле
Мир
МИД Франции согласовал с США новый пакет санкций против России
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 114 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Посол РФ в Брюсселе предупредил о рисках заявлений Польши о ядерном потенциале
Армия
Расчет ТОС-1А «Солнцепек» уничтожил опорный пункт ВСУ в Запорожской области
Общество
В Правительстве РФ поддержали проект о лишении уклонистов приобретенного гражданства
Общество
В Госдуме напомнили о переносе выходного 1 ноября
Происшествия
В Белгородской области заявили об уничтожении БПЛА ВСУ над зданием правительства
Общество
ФСБ пресекла работу 27 подпольных мастерских по изготовлению оружия в РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до +27 градусов в Москве 22 сентября
Мир
Ким Чен Ын заявил о невозможности объединения КНДР и Южной Кореи
Здоровье
Меньше трети россиян поддержали вакцинацию от гриппа
Мир
Трамп сообщил о ведущихся против участников политического насилия расследованиях
Мир
WP узнала о намерении США сделать заявление по причинам развития аутизма у детей
Мир
В Индонезии вулкан Левотоби выбросил пепел на высоту более 3,5 км
Общество
Мэру Владимира предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере
Армия
Атомный крейсер «Красноярск» поразил цель в Баренцевом море
Экономика
Путин отметил важность обеспечения прав бизнеса для кооперации в мировой торговле
Мир
МИД Франции согласовал с США новый пакет санкций против России
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 114 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Посол РФ в Брюсселе предупредил о рисках заявлений Польши о ядерном потенциале
Армия
Расчет ТОС-1А «Солнцепек» уничтожил опорный пункт ВСУ в Запорожской области
Общество
В Правительстве РФ поддержали проект о лишении уклонистов приобретенного гражданства
Общество
В Госдуме напомнили о переносе выходного 1 ноября
Происшествия
В Белгородской области заявили об уничтожении БПЛА ВСУ над зданием правительства
Общество
ФСБ пресекла работу 27 подпольных мастерских по изготовлению оружия в РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до +27 градусов в Москве 22 сентября
Мир
Ким Чен Ын заявил о невозможности объединения КНДР и Южной Кореи
Здоровье
Меньше трети россиян поддержали вакцинацию от гриппа
Мир
Трамп сообщил о ведущихся против участников политического насилия расследованиях
Мир
WP узнала о намерении США сделать заявление по причинам развития аутизма у детей
Мир
В Индонезии вулкан Левотоби выбросил пепел на высоту более 3,5 км
Общество
Мэру Владимира предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере
Армия
Атомный крейсер «Красноярск» поразил цель в Баренцевом море

Брежнев испугался за Политбюро

Конструкторам недостатки "Бурана" были видны сразу, но повлиять на проект было невозможно, - рассказывает Герой Советского Союза, доктор технических наук Константин ФЕОКТИСТОВ. - Слишком высокие посты, звания и награды сулил проект. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг "Бурана". Брежнева напугали тем, что шаттлы могут уничтожить Политбюро. Глупости. Во-первых, одной бомбой войну не выиграть. Во-вторых, американцы никогда не скрывали возможности бокового маневра. Министр обороны маршал Гречко все понимал и слушать не хотел этих аргументов. Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов из ВВС безоговорочно поверил...
196
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Герой Советского Союза Игорь ВОЛК, начальник комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова, кандидат в командиры первого экипажа "Бурана": - Главная проблема "Бурана" - отсутствие денег. Главное достижение - создание сложнейшего космического корабля без предварительных исследований, чему американцы уделяют очень много внимания. Это было впервые в истории техники: из-за нехватки средств и времени мы сразу начали ОКР (опытно-конструкторские работы), пожертвовав этапом НИР (научно-исследовательские работы). Кроме того, впервые в нашей стране удалось создать цифровую систему управления кораблем. Работа шла с невероятной отдачей. Я не склонен к пафосу, но это был героизм ученых, инженеров, испытателей. Тем не менее я еще до старта "Бурана" предполагал, что первый полет окажется последним. Многие даже надеялись на катастрофу , чтобы снять с себя ответственность за дальнейшую доводку корабля, который был готов менее чем наполовину. Довести "Буран" не удалось: стране просто не хватило ресурсов. И было заранее ясно, что их не хватит. Главная ошибка в том, что ставку сделали на автоматическую систему управления, хотя американцы проводили посадку в ручном режиме. Это значительно проще и дешевле. Я сто раз говорил об этом, лично докладывал Горбачеву. Уже третий полет планировался с экипажем. Мне предлагали Иванченкова из "Энергии". Я против него ничего не имею, но настаивал на Станкявичусе. Если летчики в экипаже не важны, то, говорил я, пусть вместо меня летит инженер Стрекалов. Я часто вспоминаю своих ребят, которые готовились к полету на "Буране" и ушли из жизни в молодые годы - Станкявичус, Левченко, Щукин, Шеффер, Кононенко, Приходько... Почему они погибли? Знак судьбы. Мы жили среди склок и зависти, во враждебной среде, вокруг бурлили интересы разных ведомств, и все это отражалось на людях. Мне жалко своих ребят, прекрасных летчиков, верных товарищей. Никто на "Буране" так и не слетал. Герой Советского Союза, доктор технических наук Константин ФЕОКТИСТОВ: - Создание многоразового корабля такой конструкции - дурацкая затея. Уже по шаттлу было видно, что эта конструкция неудачна в своей основе. Что и подтвердили катастрофы "Челленджера" и "Колумбии", а также баснословные расходы по эксплуатации. Стоимость доставки 1 кг на орбиту на шаттле минимум в 2 раза больше, чем на одноразовых ракетах. И эта стоимость с годами не уменьшается, а постоянно возрастает. Чем дольше летают шаттлы, тем очевиднее: это тупиковый путь. Даже хорошо, что с "Бураном" хотя бы на полпути мы сумели остановиться. В качестве транспортного космического средства шаттл и "Буран" совершенно бессмысленны. Сама идея многоразовых космических самолетов перспективна, но требуются другие инженерные схемы. И они предлагались еще в то время. Почему от них отказались? Потому что побыстрее хотели догнать США. Обычная логика генералов: подражание и повторение чужого пути. В итоге, по моему мнению, "Буран" оказался еще хуже, чем шаттл. Поэтому и довести его до стадии эксплуатации не удалось. Конструкторам недостатки "Бурана" были видны сразу, но повлиять на проект было невозможно. Слишком высокие посты, звания и награды сулил проект. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг "Бурана". Брежнева напугали тем, что шаттлы могут уничтожить Политбюро. Глупости. Во-первых, одной бомбой войну не выиграть. Во-вторых, американцы никогда не скрывали возможности бокового маневра. Министр обороны маршал Гречко все понимал и слушать не хотел этих аргументов. Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов из ВВС безоговорочно поверил. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий, заместитель директора Института прикладной математики РАН Эфраим АКИМ: - Президент Академии наук Келдыш настойчиво ставил перед нами вопрос: для чего американцы строят свой шаттл? Деньги они считать умеют, а стоимость выведения нагрузки превышала одноразовые ракеты в 2-4 раза. Келдыш говорил: необходимо посмотреть иные приложения шаттла. И нам удалось доказать, что при старте с базы Ванденберг шаттл за счет бокового маневра может выйти на Москву. У шаттла легальное прикрытие: он летает с мирными целями, но в нужный момент может легко изменить траекторию. Грузоподъемность шаттла несопоставима с другими аппаратами - 30 тонн. Контейнер подобных размеров мог вывести из строя системы коммуникации стратегически важных объектов в СССР. Маршал Гречко с подозрением относился ко всем космическим проектам, но после письма Келдыша Брежневу было принято решение о создании "Бурана" с аналогичными шаттлу возможностями. Как ученый могу сказать определенно: работа над "Бураном" позволила освоить множество недоступных ранее технических проблем. К сожалению, "Буран" не получил развития, и эти возможности остались неиспользованными. Это большая потеря не только для отечественной космонавтики, но и для всей нашей промышленности.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности