Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Происшествия
При столкновении грузовика и автобуса в Ленинградской области пострадали 11 человек
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Четыре ребенка сбежали из социального центра в Забайкалье
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Общество
Гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева» покинут посты
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Брежнев испугался за Политбюро

Конструкторам недостатки "Бурана" были видны сразу, но повлиять на проект было невозможно, - рассказывает Герой Советского Союза, доктор технических наук Константин ФЕОКТИСТОВ. - Слишком высокие посты, звания и награды сулил проект. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг "Бурана". Брежнева напугали тем, что шаттлы могут уничтожить Политбюро. Глупости. Во-первых, одной бомбой войну не выиграть. Во-вторых, американцы никогда не скрывали возможности бокового маневра. Министр обороны маршал Гречко все понимал и слушать не хотел этих аргументов. Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов из ВВС безоговорочно поверил...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Герой Советского Союза Игорь ВОЛК, начальник комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова, кандидат в командиры первого экипажа "Бурана": - Главная проблема "Бурана" - отсутствие денег. Главное достижение - создание сложнейшего космического корабля без предварительных исследований, чему американцы уделяют очень много внимания. Это было впервые в истории техники: из-за нехватки средств и времени мы сразу начали ОКР (опытно-конструкторские работы), пожертвовав этапом НИР (научно-исследовательские работы). Кроме того, впервые в нашей стране удалось создать цифровую систему управления кораблем. Работа шла с невероятной отдачей. Я не склонен к пафосу, но это был героизм ученых, инженеров, испытателей. Тем не менее я еще до старта "Бурана" предполагал, что первый полет окажется последним. Многие даже надеялись на катастрофу , чтобы снять с себя ответственность за дальнейшую доводку корабля, который был готов менее чем наполовину. Довести "Буран" не удалось: стране просто не хватило ресурсов. И было заранее ясно, что их не хватит. Главная ошибка в том, что ставку сделали на автоматическую систему управления, хотя американцы проводили посадку в ручном режиме. Это значительно проще и дешевле. Я сто раз говорил об этом, лично докладывал Горбачеву. Уже третий полет планировался с экипажем. Мне предлагали Иванченкова из "Энергии". Я против него ничего не имею, но настаивал на Станкявичусе. Если летчики в экипаже не важны, то, говорил я, пусть вместо меня летит инженер Стрекалов. Я часто вспоминаю своих ребят, которые готовились к полету на "Буране" и ушли из жизни в молодые годы - Станкявичус, Левченко, Щукин, Шеффер, Кононенко, Приходько... Почему они погибли? Знак судьбы. Мы жили среди склок и зависти, во враждебной среде, вокруг бурлили интересы разных ведомств, и все это отражалось на людях. Мне жалко своих ребят, прекрасных летчиков, верных товарищей. Никто на "Буране" так и не слетал. Герой Советского Союза, доктор технических наук Константин ФЕОКТИСТОВ: - Создание многоразового корабля такой конструкции - дурацкая затея. Уже по шаттлу было видно, что эта конструкция неудачна в своей основе. Что и подтвердили катастрофы "Челленджера" и "Колумбии", а также баснословные расходы по эксплуатации. Стоимость доставки 1 кг на орбиту на шаттле минимум в 2 раза больше, чем на одноразовых ракетах. И эта стоимость с годами не уменьшается, а постоянно возрастает. Чем дольше летают шаттлы, тем очевиднее: это тупиковый путь. Даже хорошо, что с "Бураном" хотя бы на полпути мы сумели остановиться. В качестве транспортного космического средства шаттл и "Буран" совершенно бессмысленны. Сама идея многоразовых космических самолетов перспективна, но требуются другие инженерные схемы. И они предлагались еще в то время. Почему от них отказались? Потому что побыстрее хотели догнать США. Обычная логика генералов: подражание и повторение чужого пути. В итоге, по моему мнению, "Буран" оказался еще хуже, чем шаттл. Поэтому и довести его до стадии эксплуатации не удалось. Конструкторам недостатки "Бурана" были видны сразу, но повлиять на проект было невозможно. Слишком высокие посты, звания и награды сулил проект. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг "Бурана". Брежнева напугали тем, что шаттлы могут уничтожить Политбюро. Глупости. Во-первых, одной бомбой войну не выиграть. Во-вторых, американцы никогда не скрывали возможности бокового маневра. Министр обороны маршал Гречко все понимал и слушать не хотел этих аргументов. Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов из ВВС безоговорочно поверил. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий, заместитель директора Института прикладной математики РАН Эфраим АКИМ: - Президент Академии наук Келдыш настойчиво ставил перед нами вопрос: для чего американцы строят свой шаттл? Деньги они считать умеют, а стоимость выведения нагрузки превышала одноразовые ракеты в 2-4 раза. Келдыш говорил: необходимо посмотреть иные приложения шаттла. И нам удалось доказать, что при старте с базы Ванденберг шаттл за счет бокового маневра может выйти на Москву. У шаттла легальное прикрытие: он летает с мирными целями, но в нужный момент может легко изменить траекторию. Грузоподъемность шаттла несопоставима с другими аппаратами - 30 тонн. Контейнер подобных размеров мог вывести из строя системы коммуникации стратегически важных объектов в СССР. Маршал Гречко с подозрением относился ко всем космическим проектам, но после письма Келдыша Брежневу было принято решение о создании "Бурана" с аналогичными шаттлу возможностями. Как ученый могу сказать определенно: работа над "Бураном" позволила освоить множество недоступных ранее технических проблем. К сожалению, "Буран" не получил развития, и эти возможности остались неиспользованными. Это большая потеря не только для отечественной космонавтики, но и для всей нашей промышленности.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир