Герой Советского Союза Игорь ВОЛК, начальник комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова, кандидат в командиры первого экипажа "Бурана":
- Главная проблема "Бурана" - отсутствие денег. Главное достижение - создание сложнейшего космического корабля без предварительных исследований, чему американцы уделяют очень много внимания. Это было впервые в истории техники: из-за нехватки средств и времени мы сразу начали ОКР (опытно-конструкторские работы), пожертвовав этапом НИР (научно-исследовательские работы). Кроме того, впервые в нашей стране удалось создать цифровую систему управления кораблем. Работа шла с невероятной отдачей. Я не склонен к пафосу, но это был героизм ученых, инженеров, испытателей.
Тем не менее я еще до старта "Бурана" предполагал, что первый полет окажется последним.
Многие даже надеялись на катастрофу , чтобы снять с себя ответственность за дальнейшую доводку корабля, который был готов менее чем наполовину. Довести "Буран" не удалось: стране просто не хватило ресурсов. И было заранее ясно, что их не хватит.
Главная ошибка в том, что ставку сделали на автоматическую систему управления, хотя американцы проводили посадку в ручном режиме. Это значительно проще и дешевле. Я сто раз говорил об этом, лично докладывал Горбачеву. Уже третий полет планировался с экипажем. Мне предлагали Иванченкова из "Энергии". Я против него ничего не имею, но настаивал на Станкявичусе. Если летчики в экипаже не важны, то, говорил я, пусть вместо меня летит инженер Стрекалов.
Я часто вспоминаю своих ребят, которые готовились к полету на "Буране" и ушли из жизни в молодые годы - Станкявичус, Левченко, Щукин, Шеффер, Кононенко, Приходько... Почему они погибли? Знак судьбы. Мы жили среди склок и зависти, во враждебной среде, вокруг бурлили интересы разных ведомств, и все это отражалось на людях. Мне жалко своих ребят, прекрасных летчиков, верных товарищей. Никто на "Буране" так и не слетал.
Герой Советского Союза, доктор технических наук Константин ФЕОКТИСТОВ:
- Создание многоразового корабля такой конструкции - дурацкая затея. Уже по шаттлу было видно, что эта конструкция неудачна в своей основе. Что и подтвердили катастрофы "Челленджера" и "Колумбии", а также баснословные расходы по эксплуатации. Стоимость доставки 1 кг на орбиту на шаттле минимум в 2 раза больше, чем на одноразовых ракетах. И эта стоимость с годами не уменьшается, а постоянно возрастает. Чем дольше летают шаттлы, тем очевиднее: это тупиковый путь. Даже хорошо, что с "Бураном" хотя бы на полпути мы сумели остановиться. В качестве транспортного космического средства шаттл и "Буран" совершенно бессмысленны.
Сама идея многоразовых космических самолетов перспективна, но требуются другие инженерные схемы. И они предлагались еще в то время. Почему от них отказались? Потому что побыстрее хотели догнать США. Обычная логика генералов: подражание и повторение чужого пути. В итоге, по моему мнению, "Буран" оказался еще хуже, чем шаттл. Поэтому и довести его до стадии эксплуатации не удалось.
Конструкторам недостатки "Бурана" были видны сразу, но повлиять на проект было невозможно. Слишком высокие посты, звания и награды сулил проект. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг "Бурана".
Брежнева напугали тем, что шаттлы могут уничтожить Политбюро. Глупости. Во-первых, одной бомбой войну не выиграть. Во-вторых, американцы никогда не скрывали возможности бокового маневра. Министр обороны маршал Гречко все понимал и слушать не хотел этих аргументов. Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов из ВВС безоговорочно поверил.
Лауреат Ленинской и трех Государственных премий, заместитель директора Института прикладной математики РАН Эфраим АКИМ:
- Президент Академии наук Келдыш настойчиво ставил перед нами вопрос: для чего американцы строят свой шаттл? Деньги они считать умеют, а стоимость выведения нагрузки превышала одноразовые ракеты в 2-4 раза. Келдыш говорил: необходимо посмотреть иные приложения шаттла. И нам удалось доказать, что при старте с базы Ванденберг шаттл за счет бокового маневра может выйти на Москву. У шаттла легальное прикрытие: он летает с мирными целями, но в нужный момент может легко изменить траекторию. Грузоподъемность шаттла несопоставима с другими аппаратами - 30 тонн. Контейнер подобных размеров мог вывести из строя системы коммуникации стратегически важных объектов в СССР. Маршал Гречко с подозрением относился ко всем космическим проектам, но после письма Келдыша Брежневу было принято решение о создании "Бурана" с аналогичными шаттлу возможностями.
Как ученый могу сказать определенно: работа над "Бураном" позволила освоить множество недоступных ранее технических проблем. К сожалению, "Буран" не получил развития, и эти возможности остались неиспользованными. Это большая потеря не только для отечественной космонавтики, но и для всей нашей промышленности.