Сады профессора Кристи
В рамках перекрестного Года "Россия - Франция" выступили галльские музыканты знаменитейшего Les Arts Florissants. Дирижировал основатель коллектива - Уильям Кристи.
В Москве и Санкт-Петербурге гости исполнили два шедевра барочной эпохи - раритетную пастораль "Актеон" от француза Марка-Антуана Шарпантье и оперный хит "Дидона и Эней" от англичанина Генри Перселла. Сделали они это с таким мастерством и драйвом, что у публики от восхищения то и дело захватывало дух.
Les Arts Florissants можно назвать музыкальным символом Французской Республики. Притом что ансамбль был создан американецем. Уильям Кристи, окончив исторический факультет Гарварда, с увлечением занимался музыкой в Йеле. Но студент помимо всего прочего оказался еще и неистовым пацифистом. Он так активно участвовал в движении против американского вторжения во Вьетнам, что, получив диплом, не сумел найти работу в Штатах. В 1971 году музыкант поселился во Франции, где восемь лет спустя и организовал ансамбль, присвоив ему название оперы Шарпантье - Les Arts Florissants, что означает "Цветущие искусства".
Расцвет искусства Кристи и его команды начался в 1987 году с постановки оперы Люлли "Атис". Восемь лет спустя, будучи уже знаменитым клавесинистом, дирижером и музыковедом (большинство репертуарных хитов Les Arts Florissants найдены Кристи в библиотечных архивах), Уильям Линкольн Кристи получил французское гражданство, наверное, в качестве подарка к пятидесятилетию. Кристи является командором ордена Почетного легиона, офицером ордена Искусств и изящной словесности. В ноябре 2008-го артист стал членом Академии изящных искусств, а в январе 2010-го - Института Франции.
Месье Кристи выпестовал немало дирижеров и певцов, среди которых Марк Минковски и Патрисия Петибон. В 2002 году основал в Кане - столице Нижней Нормандии - вокальную академию, метафорически изящно названную Le Jardin des Voix ("Сад голосов"). Живет теперь Уильям Кристи в предместье Парижа, в замке XVII века с парком в стиле любимого им "золотого века".
Можно сказать, что американский француз создал уникальную фабрику по производству музыкального антиквариата в любимом европейскими аутентистами формате - "оркестр плюс хор". Впрочем, барочный ВИА "Цветущие искусства" не из тех, кто игнорирует музыку, написанную после Моцарта или Гайдна. 20-летие коллектив отметил исполнением современной вещицы - мотета "Hunc igitor terrorem" француженки Бетси Жолас.
В качестве солистов Кристи любит привлекать талантливую молодежь и реже делает ставку на оперных мегазвезд. Быть может, единственное исключение - это Чечилия Бартоли. Главный же принцип Les Arts Florissants - тотальный ансамбль. Для коллектива с удовольствием делают спектакли самые интересные современные режиссеры: постмодернист Андрей Щербан, консерватор Люк Бонди, искусный стилизатор под старину Жан-Мари Виллежье и провокатор Грэм Вик. В Россию Кристи и компания привезли "Актеона" и "Дидону и Энея" в концертной версии француза Венсана Буссара. Седовласый маэстро сидел за клавесином в глубине оркестра и редкими, не слишком заметными дирижерскими пассами рук и головы приводил в движение свою уникальную барочную машину. С первыми аккордами музыки Шарпантье на сцену вихрем ворвалась толпа босоногих хористов и солистов. Женщины были одеты в концертные платья, мужчины - в черные костюмы. Мифологическая история о случайной встрече на охоте богини Дианы и юного Актеона была рассказана без всякой вампучной оперности, с первозданной чистотой и простотой чувств. Хотя никто из певцов, включая тенора Эда Лайона (Актеон), не стремился поразить публику мощью и цирковой виртуозностью вокала.
"Дидона и Эней" - опера, имеющая значительно более богатую театральную судьбу, прозвучала в интерпретации уже обувшихся солистов, очень красиво, но привычно - без каких-либо смысловых и эмоциональных откровений. Но Дидона - болгарское сопрано Соня Йончева - в финале была феноменальна и невероятно трогательна. И вместе с ней готов был рыдать весь зал.