Концерт для «чайников» с оркестром
14 июня открывается XIV Международный конкурс имени П.И.
Чайковского, в просторечии "Чайник". Народная
примета такова: если рабочие начинают гримировать фасад Большого
зала столичной консерватории, а роль народной тропы
к памятнику великому русскому композитору играет красная ковровая
дорожка, значит, стартовал очередной турнир музыкантов
с международным статусом. За подъем данного статуса в этом году взялся
лично Валерий Гергиев.
На сей раз речь идет не о косметическом
ремонте, а о полной реконструкции, как в прямом,
так и переносном смысле. Будучи уверенным, что строители не
успеют закончить работы в БЗК, Гергиев поделил конкурс между двумя городами. Пианисты
и виолончелисты останутся в Москве, певцы и скрипачи отправятся в Санкт-Петербург. Несмотря на то,
что БЗК уже готов, а «радищевское» путешествие вдвое увеличивает бюджетные затраты, раздвоение "Чайника" никто не отменил.
Конкурс родился в 1958 году как соревнование пианистов и скрипачей.
Четыре года спустя к ним присоединились виолончелисты, а в 1966 году
и вокалисты. Советскому
государству нужно было пафосное, масштабное событие высокого
искусства, и его организовали постановлением ЦК. Ни виолончель, ни скрипка, как известно, не являлись фаворитами
творчества Чайковского. И традиционно считается,
что баталии пианистов и певцов (кстати, всегда
самые многочисленные) предназначены широкой публике,
а тружеников смычка -- специалистам и близким родственникам соревнующихся.
Отечественные меломаны сразу полюбили конкурс, раз в четыре года
становящийся для них «форточкой» в мир.
Самые преданные поклонники даже берут на
это время отпуск, так как прослушивания проходят
и утром, и вечером. К сведению новичков - необходимо
иметь с собой веер и бутылочку минеральной воды,
так как в залах обычно безумно душно,
удобную сумку для буклета, без которого не обойтись,
и какую-нибудь пишущую принадлежность, дабы делать актуальные
пометки.
Проблема посерьезнее - цены на билеты. Они - супротив традиции -
просто заоблачные: до 1200 рублей. Обычно будущих звезд на
первых турах можно было услышать бесплатно, а в финале - за
сущие копейки.
Специфика любого конкурса такова, что обычно побеждает не
самый талантливый, а самый выносливый, тот, у кого
нервы крепче. При наличии, разумеется,
достаточной профессиональной выучки. Но география лауреатства ранее была
отработана четко. В основном на конкурсе всегда побеждали представители СССР
(теперь России, что сути не меняет). Определенная доля наград
уходила в страны соцлагеря.
Изредка с показным великодушием
поощряли американцев. Политкорректный почин имел место на первом же
конкурсе, где среди пианистов победил Вэн Клайберн. В 1990
году лауреатом стала суперпевица - также американка - Дебора Войт.
За 53 года конкурс, конечно, открыл немало звезд, но, как правило,
наиболее удачные международные карьеры делали впоследствии не чемпионы,
а призеры "Чайника".
В этом году, как обещает председатель
оргкомитета Валерий Гергиев, гражданство участника не будет иметь значения. Главное -- мера его таланта. Но, если изучить списки, понимаешь, что только у скрипачей и виолончелистов
получится интернациональное соревнование. Среди пианистов и певцов
доминируют наши. Нельзя не заметить конфузно малого
числа американцев и европейцев - законодателей мировой музыкальной моды.
Чтобы конкурс реально стал международным, стоило бы, наверное,
подумать о введении квот на каждую страну - по олимпийскому
принципу. Например, не более пяти человек в каждом разделе.
Нынешний конкурс -- это, по сути, российско-азиатский форум. Помимо
большого количества россиян и представителей постсоветского
пространства, значительный процент соревнующихся составляют
музыканты из Китая, обеих Корей
(в большинстве своем коммерческие студенты Московской
консерватории) и Японии. По результатам предварительных прослушиваний,
Валерий Гергиев приметил баритона Чимэда Энхтайвана, из
такой экзотической страны для оперы, как Монголия. А победу
среди женских голосов прочат молодой сопрано из
Мариинского театра Ольге Пудовой.
Судя по числу поданных заявок (свыше 500),
конкурс сохранил свою отличительную черту - гигантоманию. Хотя
давно известно, что в искусстве марксистский тезис о переходе
количества в качество не работает. В этом году проводился
предварительный заочный отбор участников по видеокассетам. Раньше
можно было присылать и аудиозаписи -- все-таки ведь не модельный конкурс.
Кстати, с процессом отбора связано немало казусов,
уже вошедших в историю этого конкурса. Так однажды, отборщики не пропустили певицу, приславшую запись легендарной Ренаты Тебальди. И вовсе не за подлог.
Элементарно - пение великой итальянки высокую комиссию не
впечатлило. Или: не прошла на прошлогодний конкурс сопрано Екатерина Щербаченко,
очень скоро ставшая не только солисткой Большого театра, но
и триумфатором престижного конкурса,
проводимого корпорацией «Би-Би-Си». В этом году не
пустили на "Чайник" Андрея Коробейникова - пианиста, «засуженного», по всеобщему мнению
,на прошлом соревновании по
формальному признаку – перебор времени выступления. Теперь талантливый музыкант, похоже, решил постебаться.
Прислал запись, сделанную дома, в домашних тапочках. Рояль при этом украшал «унизительно-поощрительный» диплом, выданный
ему за выступление на предыдущем конкурсе. Эту прикольную запись
еще недавно можно было отыскать в Рунете.
Вообще решения жюри на конкурсе Чайковского зачастую становятся
поводом для скандалов.
Правда, в этот раз волевым усилием Валерия Гергиева профессура
Московской консерватории,
открыто лоббирующая своих воспитанников, не
будет обильно представлена в жюри. Но
за судейскими столиками обнаружатся их "полномочные представители". Например, в пианистическое жюри не входит профессор Сергей Доренский, зато среди судей - один из лучших его учеников Денис Мацуев.
Победителей будут определять четыре бригады арбитров, каждая по
своей специальности. В составе жюри на этот раз как никогда много по-настоящему
выдающихся музыкантов с мировыми именами. Но по инициативе Валерия Гергиева,
председателей не будет, а будут
«генеральные секретари", меняющиеся в каждом из трех туров. Глядишь, и правда
Гран-при в 10 тысяч евро, а также прочие награды отдадут в достойные
руки.