Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145%
Общество
Открытое горение на складе в Сходне ликвидировано
Интернет и технологии
В работе СБП произошел сбой
Общество
На строительство жилья в ДНР и Запорожской области выделят более 520 млн рублей
Общество
Мишустин рассказал о новых правилах посещения музеев для многодетных семей
Общество
Спрос на анализ клещей после укусов вырос за неделю в 2-5 раз
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Армия
Снайперы начали использовать багги для боевой работы
Мир
Трамп заявил о возможном продлении 90-дневной паузы в повышении импортных пошлин
Авто
Мотоциклистам разрешат бесплатно парковаться в Подмосковье
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Общество
Уголовное дело возбуждено после обстрела ВСУ энергообъекта в Курской области
Мир
СМИ сообщили об утечке данных в двух министерствах в Нидерландах
Мир
Хуситы заявили о сохранении военного потенциала на фоне ударов США
Спорт
В ФДР сообщили о допуске российских дзюдоистов к турниру на чемпионате Европы
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Мир
AP сообщило о шести погибших в результате падения вертолета в реку Гудзон

Павел Санаев второй раз возвысился над плинтусом

Роман «Хроники Раздолбая» продолжает известную повесть «Похороните меня за плинтусом»
76
Павел Санаев второй раз возвысился над плинтусом
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мальчик, который просил «похоронить его за плинтусом» вырос. Теперь его проблема — не освобождение от советской авторитарной бабушки, а завоевание свободной прибалтийской девушки. В новом романе «Хроники Раздолбая» он просит не хоронить его надежды в постперестроечной Москве. 

Герой «Похороните меня за плинтусом-2» не совсем тождественен персонажу знаменитой повести. Мальчику из первого «Плинтуса» бабушка обещала, что если он не будет ее слушать, то сгниет «годам к шестнадцати». Здесь бабушки вообще нет, родительскую власть олицетворяют мама и отчим. К шестнадцати мальчик не только не «сгнил», но даже получил в подарок магнитофон. Детские обиды и страхи ему удалось «вышвырнуть вслед за стоптанными кроссовками». Зато он тут же обзавелся «обидами и страхами-2», подробный счет которым и ведется в романе.

Герой слушает хеви-метал, втихаря листает порножурналы. Когда настает время выбирать вуз, с трудом вспоминает о единственном увлечении и идет в Суриковский институт. Его жизненный план расписан на годы вперед: работа иллюстратора в издательстве, где начальствует отчим, должна приносить стабильный доход. А пока что студент переписывает для школьников недоступные кассеты с всё тем же хеви-металом.

В качестве контрастных персонажей герою предложены «номенклатурщик» Мартин, его менее устроенный, но более самостоятельный друг Валера и талантливый богобоязненный скрипач Миша. Все эти новые знакомые превосходят заурядного героя: у них есть либо способности, либо эксклюзивная информация. От них герой и получает наименование, ставшее заглавием романа: «Ты — раздолбай. Это не оскорбление, это — образ жизни. Раздолбаев в этой стране миллионов сорок, если брать зрелых самцов, и все почти будут как-то жить».

Единственное, чем может похвастаться Раздолбай, — это мечтой о прибалтийской красавице по имени Диана. С девушкой, олицетворяющей западный шик, герой познакомился, когда отдыхал в юрмальском доме отдыха. Однако сюжет с завоеванием Дианы никак не походит на историю Сирано де Бержерака. Автор пытается укрепить эту линию добавочным сюжетом о приходе Раздолбая к вере: почитав по наущению Миши Библию, герой начинает вести разговор с Богом, тут же обещающим ему ночь с Дианой.

Но все же с гораздо большим интересом Санаев описывает не тонкости взаимоотношений юной пары, а технические подробности их встреч: как с помощью заработанных на фарцовке денег герой добывает билеты в Ригу и на единственный спектакль Полунина.  

Наконец, сложности с Дианой меркнут перед более серьезными событиями. То, о чем туманно намекал заделавшийся пионером российского бизнеса Мартин, свершилось. Автор довольно спокойно и неторопливо описывает «очередь в Макдоналдс», «танки в Москве», «пустые полки», «полки после инфляции», словно наклеивает в свой роман выцветшие газетные вырезки.

Для человеческой драмы начала 1990-х писатель придумывает довольно неоригинальный образ: «люди-лещи» оказались в соленой воде, где вольготно только «людям-барракудам». Герой теперь должен жить по правилам, о которых читал в хороших книгах. Но в романе неоднократно подчеркивается, что читал он преступно мало.

Долгие описания неудач Раздолбая оживляет только внезапное появление «настоящего полковника». Этот «бывший товарищ» теперь находится в услужении у Мартина: он вскрывает квартиру героя, чтобы заставить того подписать своеобразный контракт. В пьяной беседе Раздолбай поспорил с Мартином, что тоже обратится в жестокую «барракуду». Проверить решили через 20 лет.

Когда Раздолбай пробует отказаться от этой затеи, полковник, которому, видимо, тоже несладко работать под «новыми русскими», произносит эпохальную фразу: «Слушай, красапет, я вас, баранов долбаных, пас двадцать лет жизни — вам не нравилось. Теперь колупайтесь со всем этим г... сами».

«Колупаться» читателям Павла Санаева так или иначе еще придется долго. Поскольку у этих 480 страниц еще будет продолжение. Остается надеяться на новую встречу с полковником, который, возможно, выступит каким-никаким, но продолжателем дела советской бабушки с ее удушающей любовью и колоритной речью. Ведь, как выясняется, именно на ней и держался первый «Плинтус». 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением