Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Площадь пожара на территории нефтекомплекса Кубани составила более 1 тыс. кв. м
Армия
Военные ВС РФ рассказали об освобождении Черкасского Поречного Курской области
Армия
Российские военные рассказали об освобождении села Новоочеретоватое в ДНР
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили боевую технику и живую силу ВСУ в зоне СВО
Армия
Экипаж танка Т-80БВМ уничтожил укрытия ВСУ под Часовым Яром
Мир
Рогов назвал беспрецедентным решение ЕСПЧ по трагедии в Одессе
Общество
Россияне старше 35 лет стали основной аудиторией сайтов знакомств
Мир
WAFA сообщило о гибели двух детей в результате атак Израиля по сектору Газа
Общество
В аэропорту Сочи сняли ограничения на прием и выпуск воздушных судов
Происшествия
Один человек погиб в результате пожара в частном доме в Нижегородской области
Мир
Вэнс заявил о несогласии Трампа с размещением ядерного оружия на востоке Европы
Мир
СМИ узнали о планах США ужесточить санкции против банков и энергетики РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и порывы ветра до 22 м/с в Москве 14 марта
Мир
Первая явка экс-президента Филиппин в МУС запланирована на 14 марта
Мир
Reuters узнало о планах по передаче Киеву американских ракет GLSDB вместо ATACMS
Армия
Российские военнослужащие рассказали о бегстве ВСУ при освобождении города Суджа
Главный слайд
Начало статьи
Как говорил Карл Юнг
Победитель или неудачник
Путь героя
Переписываем сценарий
EN
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выражение «жизнь как сказка» может быть истолковано не только как синоним легкости бытия и удачи во всех делах. Наука подходит к этому пласту культуры весьма серьезно. Психологи считают, что детские сказки влияют на судьбу и жизненный сценарий, фактически гипнотизируя человека. Почему удача улыбается Золушкам, чего без труда добьется Спящая Красавица и по какой причине поколение альфа выбирает в качестве примера для подражания Алису в стране чудес — в материале «Известий».

Как говорил Карл Юнг

Психолог Анна Гусева называет сказку маленькой моделью мира, с помощью которой можно научить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо. Маленький человек, слушая сказки, мысленно ставит себя на место главного героя, определенным образом реагирует на разные ситуации. И если быть внимательным к малышу, то можно понять, что тревожит его в этот момент, чего он боится, о чем мечтает.

— Мы в детстве знали и любили множество сказок. С возрастом эти истории могли потерять свою актуальность, затушевывались новой информацией, новыми интересами. Большинство из нас уже не помнит своих любимых когда-то сказочных героев. Но сказки продолжают жить в подсознании и оказывать влияние на сценарий нашей жизни, — говорит Анна Гусева.

книга
Фото: Global Look Press/Annette Riedl

По словам психолога, важно учитывать, какой была самая первая сказка, что ребенок слушал в дошкольном периоде, а также какие книги читал уже в подростковом возрасте, когда его интересовали повести и романы. Любые произведения оказывают влияние на человека.

— Можно увидеть, что доминирующий стереотип поведения человека часто определяет его линию судьбы, основываясь на действиях литературного героя. Причем этот герой не обязательно мог нравиться, — продолжает Гусева.

Эксперт напоминает о том, что немецкий психолог Карл Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Этот термин обозначает совокупный социально-культурный опыт всего человечества за всё время существования и имеет огромное влияние на потомков.

Юнг выделил в особый класс психические явления, способные передаваться из поколения в поколение. Коллективное бессознательное наполнено так называемыми архетипами — всеобщими оптимальными схемами поведения, которые в реальной жизни каждого человека наполняются конкретным содержанием, — рассуждает Анна Гусева.

ребенок с книгой
Фото: Getty Images/Astrakan Images

По словам психолога, сказка целиком соткана из образов, которыми оперирует бессознательная часть психики. Она фактически конкретизирует архетипы.

С подсознанием связано и особое литературное построение сказок. Стоит только обратить внимание на специфические присказки и концовки, например — «жили-были», «и я там был», «добрый молодец» «красная девица».

— Язык сказки отличается от обиходного. В них идет частое повторение фраз — эти особенности очень роднят сказку с программами для гипноза, когда человека вводят в транс на гипнотических сеансах. У сказки точно такой же подход, — говорит Гусева.

Если нам особенно запомнился и полюбился какой-то сюжет, то, значит, он вошел в резонанс со структурами нашей индивидуальности, задел глубинные струны души.

— Сказку можно сравнить с камертоном для настройки подсознательных стереотипов. И, разобравшись с содержанием своей любимой сказки, мы можем лучше понять свои задачи, проблемы и цели, отнестись к ним более конструктивно, выработать правильную стратегию поведения, которая приведет к чему-то положительному, поскольку у большинства сказок есть хэппи энд, — говорит эксперт

Победитель или неудачник

Клинический психолог, гештальт-терапевт, старший психолог Клиники доктора Исаева Ольга Радзюк отмечает, что в ​каждой сказке описан путь героя — это сюжет, в котором некто отправляется в путь, сталкивается с препятствиями, преодолевает их и в результате трансформируется сам и меняет свою жизнь.

психолог
Фото: Getty Images/Westend61

По ее словам, в каждой культуре есть свои излюбленные сказки, говорящие детям о том, как надо жить, что такое добро и зло, какие препятствия можно встретить на своем пути.

В психологии XX века одной из самых популярных книг стала работа Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», — говорит Радзюк. — Автор описывает наиболее типичные сценарии: победителей, непобедителей и неудачников.

Наиболее ярким сценарием победителя, с точки зрения психологов, считается сказка про Золушку. Трудолюбие, добрый нрав и честность девушки щедро вознаграждаются судьбой. В итоге Золушка получает любовь прекрасного принца.

— Но можно достичь успеха и по-другому: Спящая Красавица спокойно ждет принца, который сам всё сделает. Заветная цель будет достигнута. В каком-то смысле об этом же говорит и восточная мудрость: если долго сидеть на берегу реки, мимо тебя проплывет труп твоего врага, — рассуждает собеседница.

Чтение книги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Психология неумолима: роли расписаны в соответствии со сценариями. Непобедителям назначено судьбой тяжко трудиться, чтобы удержаться на имеющемся уровне. Непобедитель говорит: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Ярче всего этот сценарий прослеживается у Сизифа — он вынужден бесконечно тащить в гору тяжелый камень, подчеркивает Радзюк. А неудачник, оправдывая свои невзгоды, говорит: «если бы не…, то я бы…», «если бы только…» и т.д. Пример такого неудачника — злая мачеха Белоснежки.

Каждый персонаж — это определенный архетип. Принц, храбростью и смекалкой завоевывающий сердце ​ любимой, — всегда актуальный мужской сценарий. Синяя борода — богатый мужчина-абьюзер. Сестра, спасающая жизнь попавших в беду братьев, ткущая им рубашки из крапивы несмотря на жгучую боль, — яркий пример созависимого сценария женщины, — рассказывает Ольга Радзюк.

По словам клинического психолога, большинство сказок — это актуальные модели жизни мужчин и женщин. Этим объясняется их популярность в народе.

Путь героя

Анна Гусева советует обращать внимание на то, в какое время рос человек. Например, люди 1960–1975 годов рождения (так называемое «последнее советское поколение», поколение икс) воспитывались на русских народных сказках, на смену которым приходили такие книжки, как «Тимур и его команда», «Два капитана», «Три мушкетера» и другие. Для этих людей была актуальна командная работа, что и отражает их книжный мир.

книга
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Миллениалы выбирают сказку «Золушка» и такие книги, как «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Принц и нищий» Марка Твена. Люди этого поколения настроены на оптимизм, толерантны, ценят свободу выбора. Они стараются не ограничивать себя работой, браком, детьми, постоянным местом жительства. К цели, подобно литературным героям, идут маленькими шажками. Но, тем не менее, ждут внезапного быстрого прорыва. Считается, что такой подход к жизни помог миллениалам в свое время быстро адаптироваться в информационном пространстве и начать выстраивать бизнес в интернете, не боясь сложностей и определенного риска.

Поколение зет (1997–2010 годы) — визуалы. Им нужно всё яркое и красивое, поэтому они особенно любят книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». А поколению альфа, рожденному после 2010 года, хочется выйти за границы реальности. Для них актуальна, в частности, книга Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес», — рассказывает эксперт.

Чтение книги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Психолог подчеркивает, что именно бумажная книга однозначно оказывает большее влияние на развитие человека, чем фильм или мультфильм. При чтении работает тактильная, визуальная и аудиальная связь. Малыш прижимается к маме когда ему страшно, рассматривает картинки, просит повторить какой-то отрывок, задает вопросы и получает на них ответы.

— А диджитал — это фиксирующее состояние. Искусственная история воспринимается иначе, да и участие взрослого тут не требуется. Ребенок смотрит мультфильмы один, — рассуждает Гусева.

Вот почему взрослым важно знать, что классическая сказка — это самая короткая дорожка, по которой, взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка и передать ему свой жизненный опыт, научить его мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Сказки развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без них тяжело объяснить важные вещи.

Чтение книги
Фото: Global Look Press/Fernando Gutierrez-Juarez

Клинический психолог считает, что сейчас, в силу сложившейся ситуации, очень актуален архетип воина.

— И, наверное, во многих семьях мамы читают своим сыновьям сказки о воинской доблести, такие как, например, «Каша из топора», «Огниво». То есть сказки, в которых герой побеждает и приходит домой с победой, отстаивает свою жизнь, семью, любимых, свою страну, — говорит Ольга Радзюк.

По словам клинического психолога, в женском варианте это сказки о том, как своей любовью, терпением и теплом женщина спасает и хранит жизнь своего любимого человека.

Переписываем сценарий

Прочитанное важно обсуждать с детьми, а если попалась не очень благоприятная концовка, то психолог советует пофантазировать и вместе придумать другую, более счастливую. Этот прием помогает и взрослым людям, которые понимают, что сценарий их жизни замкнут на грустную сказку. В таком случае надо заново ее прочитать, разобраться, почему запала в душу именно печальная история. Важно по возможности вспомнить, кто в свое время читал сказку и с позиции сегодняшнего дня оценить, как она повлияла на жизнь. Возможно даже, что отрицательную динамику нес главный герой, который когда-то нравился. Проработкой этих нюансов занимаются психотерапевты, но при желании можно проанализировать сказку самостоятельно.

Чтение книги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Клинический психолог подсказывает, что человек должен дать себе разрешение жить по-другому — это поможет освободиться от нежелательного сценария. Для этого и важно осознать, на какую сказку похожа жизнь, кто любимый персонаж и что с ним стало в конце сказки?

Если этот финал нам не нравится, разрешите себе жить по-другому. Сами или с психологом придумайте свою личную новую сказку, — подсказывает эксперт.

Анна Гусева рекомендует в любом возрасте больше читать и осознавать прочитанное. Это способствует развитию и не позволяет «застревать» на определенном сюжете, который не дает двигаться дальше.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением