Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На испанском курорте Тенерифе из-за сильного прибоя погибли три человека
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
УАЗ перенес старт продаж обновленного «Патриота»
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
Стоимость меди достигла исторического максимума
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
ХК «Трактор» сообщил об уходе исполняющего обязанности главного тренера Рише
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Интернет и технологии
Число каналов в мессенджере MAX превысило 87 тыс.
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Общество
В Wildberries опровергли получение досудебной претензии от Aurus Cashmere
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Армия
В Британии оценили темпы продвижения ВС РФ в зоне СВО
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Авто
«Госуслуги» начнут сообщать водителям об отсутствии ОСАГО
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Экономика
Алиханов отметил рост объема взаимной торговли РФ и Индонезии почти на 18%
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Автор «Особенностей национальной охоты», «Блокпоста», «Кукушки» и «Улиц разбитых фонарей», Александр Рогожкин сказал главное, что можно было сказать о России конца 90-х — начала 2000-х. Неповторимая ирония и идеальное чувство стиля заставили всю страну говорить афоризмами из его фильмов — без них российское кино уже невозможно себе представить. «Известия» вспоминают главные достижения режиссера и сценариста, ушедшего на 73-м году жизни 24 октября.

Наивные и грубоватые

Начало нового русского кино принято связывать с тремя лентами-хитами — «Братом» Алексея Балабанова, «Вором» Павла Чухрая и «Особенностями национальной охоты» Александра Рогожкина, где он выступил и режиссером, и сценаристом. Именно из-под его пера вышли всенародно любимые персонажи, знакомые, как многолетние соседи по даче: генерал Иволгин, драйвово сыгранный Алексеем Булдаковым, Кузьмич (Виктор Бычков) и студент Райво — роль, сделавшая всенародным любимцем финского актера Вилле Хаапасало. Вроде бы ничего особенного, да и сюжет стар как мир: сидят мужички на заимке, выпивают.

Однако эти постсоветские «трое в лодке», которых, по идее, должны бы поджидать дома вооруженные скалкой прекрасные половины, открыли новую страницу отечественного кино. Фрондирующие и геройствующие, наивные и грубоватые, они порвали с тотальным перестроечным травматизмом нашего кино, когда наконец выпутавшиеся из цензурных пут художники решили, что теперь «можно всё», и принялись снимать глубокомысленную чернуху и комедии положений, чаще всего сводимые к набору сомнительных анекдотов.

Казалось бы, анекдот и здесь. Но — другой. Своенравные, лихие, а порой и романтичные герои показали, каков он — постперестроечный русский человек: искренний, открытый и, несмотря на все свои сумасбродства и некоторую разочарованность, верный себе, правильный по своей сути. Откровением для зрителя стали другие фильмы Рогожкина. В частности, историческая военная драма «Кукушка», героиня которой саамка Анни приютила у себя на хуторе финского снайпера-смертника и советского капитана, приговоренного СМЕРШем.

Событийным и знаковым стал один из первых русских «ментовских» сериалов «Улицы разбитых фонарей», где Рогожкин выступил в качестве сорежиссера. Тут, как с «Особенностями национальной охоты» и «Рыбалки», персонажи Ларин, Дукалис, Соловец и Казанцев по прозвищу Казанова очень скоро сделались родными и близкими. Они, как хорошие друзья, ежевечерне заходили в наши дома, и это в середине 90-х, когда сотрудники милиции ассоциировались исключительно со взятками и халатностью. Собственно, сериал во многом изменил это отношение.

«Самый добрый режиссер»

Коллеги вспоминают об Александре Рогожкине как о самобытном, невероятно талантливом художнике, содержательном и требовательном человеке.

— Александр Владимирович — великолепный, самобытный режиссер, со своим взглядом на жизнь, на искусство. Мы все знаем его фильмы и понимаем, о чем речь. Сейчас снимается тысячи сериалов про ментов. А ведь придумал всё это именно Рогожкин, — сказал в беседе с «Известиями» заслуженный артист России Алексей Нилов.

Он отметил, что отснятая в 1995 году третья серия «Улиц разбитых фонарей» поставила на рельсы систему сериалов про милицию, а его актерам дала путевку в жизнь.

Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей»

Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей»

Фото: Русское видео

— Он поверил в то, что это будет смотреться, рассказал, как надо снимать их, и знал, что коллеги пойдут по его стопам. Хотя мы работали в театрах и в кино, но, начиная с «Улиц разбитых фонарей», жизнь наша повернулась на 180 градусов, — добавил Нилов.

— В моей карьере это был самый добрый режиссер. Александр Владимирович был очень мягкий человек. Он любил людей, уважал всех, кто его окружал, — отметил в беседе с «Известиями» актер и режиссер Вилле Хаапасало.

Он также добавил, что Александр Рогожкин снял очень значимые для России фильмы.

— В нашей памяти навсегда останутся этот восхитительный художник и его прекрасные картины. Смерть Александра Рогожкина — большая трагедия для меня, — сказал Хаапасало.

Заслуженная артистка России Зоя Буряк рассказала, что Александр Владимирович «много придумывал на площадке, но полагался и на импровизацию актеров».

Александр Рогожкин на съемках фильма «Вопрос чести»

Александр Рогожкин на съемках фильма «Вопрос чести»

Фото: Ruskino.ru

— А они иногда превращали сценарий в совершенно другое произведение. Думаю, он не мог сопротивляться обаянию коллег, поэтому порой позволял это. И сам с удивлением обнаруживал, что сняли не то, что написано. Он собирал хорошие актерские команды, поэтому работалось с ним прекрасно. И картины получались соответствующие, — вспоминает она.

Когда снимаешься «у профессионального, невероятно талантливого человека, испытываешь особое чувство», признается заслуженная артистка России Анастасия Мельникова.

— Мы работали вместе, когда еще была жива его супруга Юлия Румянцева. И когда они были вместе, когда она отсматривала отснятый материал, кроме профессиональных качеств, меня совершенно потрясали их супружеские отношения. Глядя на них, понимала: вот что такое настоящая семья. Я очень счастливый человек, потому что имела возможность сниматься у Александра Рогожкина и жила с ним в одну эпоху, — рассказала Анастасия Мельникова.

Также актеры вспоминают, что Рогожкин был очень строгим и требовательным, но это никогда не приводило к конфликтам, поскольку на съемочной площадке царила атмосфера полного доверия.

Александр Рогожкин умер 24 октября в результате продолжительной болезни, не связанной с коронавирусом.

Справка «Известий»

Александр Рогожкин — кинорежиссер, сценарист, искусствовед, художник. Народный артист России, заслуженный работник культуры, лауреат Госпремии РФ. Родился в 1949 году в Ленинграде, окончил Ленинградский госуниверситет по специальности «историк-искусствовед», затем ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Его дипломной киноработой стала короткометражка «Рыжая, рыжая» снятая на «Ленфильме» в 1981 году еще в период обучения во ВГИКе. Автор фильмов «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной политики», «Блокпост», «Кукушка», «Сапиенс», «Своя чужая жизнь», «Вопрос чести», «Афроiдиты», «Оружие». Режиссер сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила».

Читайте также
Прямой эфир