Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минометчик батальона «Крым» уничтожил опорный пункт ВСУ в Запорожской области
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил об отражении атаки БПЛА
Общество
Синоптики спрогнозировали в столичном регионе жару с кратковременным дождем 15 июля
Общество
Самолет Ил-76 направили к месту лесного пожара под Новороссийском
Происшествия
Режим ЧС ввели под Ярославлем из-за срабатывания клапана в цистерне с аммиаком
Культура
SHAMAN на VK Fest заинтриговал поклонников обещанием «ответки YouTube»
Армия
В Южно-Китайском море начались учения КНР и России «Морское взаимодействие-2024»
Мир
В Ливане сообщили о выведении ТЭС из строя после израильского обстрела
Армия
Летчик Су-34 рассказал об уязвимости ВСУ перед бомбами с УМПК
Мир
В Пакистане произошло землетрясение магнитудой 5,0
Мир
Сотрудницу Демократической партии уволили после слов о покушении на Трампа
Общество
Мошенники стали звонить россиянам от имени коммунальных служб
Общество
Общественники назвали тревожными результаты исследования «Известиями» готовой еды
Происшествия
Еще четыре беспилотника ВСУ уничтожили над Брянской областью
Общество
Более 500 человек эвакуировали с баз отдыха из-за лесного пожара под Новороссийском
Общество
В 62% исследованных образцов готовой еды эксперты нашли нарушения
Происшествия
Губернатор сообщил об упавшем на территорию электроподстанции БПЛА в Липецкой области

Почти трехвековая история самого молодого флота России

1 июня в России отмечается День Северного флота
0
Фото: РИА НОВОСТИ/Роберт Диамент
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Образованный в мае 1937 года на базе Северной военной флотилии (именно ее дата образования — 1 июня 1933 года — легла в основу праздника) Северный флот считается самым молодым в России. Однако его история уже насчитывает свыше 250 лет.

Петровский фрегат и первое в мире подледное плавание

Первые корабли на Севере появились в 1694 году. Их повелел построить молодой царь Петр I. Будущий император на приобретенном в Голландии фрегате «Святое пророчество» лично вывел корабли в море, чтобы сопроводить восемь торговых судов, прибывших из Британии.

Позднее большая часть этих кораблей была переведена на Балтику, а «Святое пророчество» хоть и остался в составе Беломорской флотилии, был переоборудован в торговое судно.

Официально же история российского флота на Севере ведет свой отсчет с 1733 года — именно тогда был создан Архангельский военный порт, а из построенных в нем кораблей позднее сформировали первую военную эскадру на Русском Севере. В 1896 году был заложен Мурманск — самый большой на сегодняшний день город в мире, расположенный за полярным кругом.

В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, в северных портах была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. В ее задачи входило сопровождение кораблей Антанты и охота за германскими подводными лодками. К 1917 году в составе флотилии уже числилось больше 80 судов, однако большая часть из них была утрачена в годы революции — некоторые передали странам Антанты, некоторые пришлось списать.

Поэтому Северная флотилия советского флота, формировавшаяся в 1933 году, создавалась практически заново. Тогда же на Севере стала активно развиваться инфраструктура — строились аэродромы, появлялись пункты береговой охраны. В 1937 году Северная флотилия превратилась в Северный флот. А в 1938-м, впервые в мировой истории, входившая в его состав подлодка «Д-3» осуществила подледное плавание, которое продлилось 30 минут.

Битва за Заполярье

К июню 1941 года в составе Северного флота было 15 подводных лодок, 15 кораблей, включая восемь эскадренных миноносцев и 116 боевых самолетов. Еще за несколько дней до начала войны флот был приведен в боевую готовность — на свой страх и риск это сделали нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов и адмирал Арсений Головко, командовавший Северным флотом на протяжении всех военных лет.

— Это было согласовано с наркомом Кузнецовым. Они вместе брали на себя ответственность. Отец самостоятельно сделал дополнительные мероприятия. Начал мобилизацию, начал делать то, что формально он не совсем имел право делать. Но в общем, конечно, основная заслуга и риск были на плечах Николая Герасимовича Кузнецова, — рассказал «Известиям» сын Арсения Головко, капитан 1-го ранга Михаил Головко.

Первые бомбежки на Севере начались уже 22 июня, однако именно благодаря принятым заранее мерам больших потерь в этот день удалось избежать.

— Когда по всей стране ударили, тогда и по Северному флоту ударили. Вот тут в заслугу отцу можно поставить, что он дополнительно вывел корабли в разные места. Провел дополнительные мероприятия кроме тех, которые были предписаны. Авиация немецкая била по главной базе, и потерь среди корабельного состава практически не было, — говорит Михаил Головко.

Сухопутное наступление последовало через несколько дней. На Севере развернулась Битва за Заполярье, которая продлилась больше трех лет: с июня 1941 до октября 1944 года. Защитники стратегически важного пограничного полуострова Рыбачий, полуострова Средний и самого Мурманска, сдерживавшие наступление противника, позволили судам Северного флота действовать из собственных портов, не эвакуируясь на запасные базы.

Арктические конвои и гибель «Сибирякова»

Несмотря на то, что Мурманск стал одной из главных целей немецкого наступления, взять город противнику так и не удалось. Это было тем важнее, что именно в Мурманск и Архангельск с августа 1941 года шли британские и американские арктические конвои, доставлявшие в СССР продовольствие и технику, предоставленную союзниками по программе ленд-лиза. За кораблями конвоев вел постоянную охоту немецкий флот, и в задачи российских моряков входило обеспечение их безопасности.

Чтобы прекратить отправку конвоев, немцы летом 1942 года разработали операцию «Вундерланд». В обстановке строжайшей секретности немецкий линкор «Шпеер», замаскированный под японское торговое судно, должен был, не обнаруживая себя, выследить союзнический караван, уничтожить его и базу на Диксоне, служившую перевалочным пунктом для судов, следовавших по Северному морскому пути.

В августе 1942 года советский ледокол «Александр Сибиряков», мобилизованный в состав Северного флота, во время внутреннего рейса обнаружил «Шпеер».

— «Александр Сибиряков» — это было ледокольное судно с маленькими пушечками. А «Шпеер» — знаменитый карманный линкор с орудиями мощными. Попытка Гитлера обойти все международные ограничения Германии, построить такой своеобразный броненосец. Немцы от японцев знали, что и конвой идет, и несколько боевых кораблей следуют для усиления Северного флота. Задача «Шпеера» была сорвать этот переход. Уничтожить по возможности и суда с грузами, и военные корабли. Они маскировались, они прятались, чтобы потом нанести удар по Диксону. А Диксон был ключевой базой на Северном морском пути, где корабли могли отстояться, заправиться и идти дальше.

Экипаж «Сибирякова» опознал в замаскированном корабле немецкий тяжелый линкор. Несмотря на переданный со «Шпеера» приказ сохранять радиомолчание, команда передала сообщение о том, что ими, предположительно, был обнаружен корабль противника, и приняла бой, который для «Сибирякова» стал последним.

— Эта информация позволила предупредить и задержать военные транспорты, они отвернули назад. В результате гибели «Сибирякова» и посланной им радиограммы операция перестала быть секретной. Все возможные силы флота были приведены в боевую готовность, — рассказывает Михаил Головко.

На самом Диксоне тяжелые орудия, которые в это время грузили для отправки на Новую Землю, прямо на пристани приготовили к бою. Когда «Шпеер» зашел в порт Диксона, его встретил артиллерийский огонь. Немцы не рискнули продолжить операцию.

Всего за годы войны в северные порты России было проведено 78 конвоев из почти 1,5 тыс. судов. Силами Северного флота были затоплены три эсминца, 23 подводные лодки, 16 сторожевых кораблей, 13 тральщиков и около 30 боевых катеров противника. В боях погибли почти 11 тыс. советских моряков.

Послевоенные годы

В 1955 году в Белом море впервые в мире состоялся пуск баллистической ракеты с подводной лодки, а в 1959 году в состав флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка «К-3». Командир этой субмарины, Леонид Осипенко, в том же году стал первым с момента завершения Великой Отечественной войны моряком Северного флота, награжденным званием Героя Советского Союза.

Сегодня в составе Северного флота действуют 38 кораблей и 41 подводная лодка. Основным местом базирования является расположенный на Кольском полуострове Североморск.

Флагманом Северного флота является тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения «Петр Великий». Кроме того, именно в составе Северного флота базируется единственный в России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который в том числе обеспечивал прикрытие авиационной группы ВКС РФ в Сирии в составе Средиземноморской эскадры ВМФ России.

Символ ВМФ

«Адмирал Кузнецов» — флагман российского флота. Это не только крупнейший корабль ВМФ, но еще и единственное в его составе судно, способное нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Размеры «Адмирала Кузнецова» действительно впечатляют: экипаж состоит из порядка 2 тыс. человек, на борту размещены 12 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит», снаряды которого достигают целей на расстоянии 550 км, зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» с боезапасом в 256 ракет и реактивные глубинные бомбы «Удав-1».

В свое время корабль сменил несколько имен. Его называли «Советским Союзом», «Ригой», «Леонидом Брежневым» и даже «Тбилиси». И только в 1990 году его переименовали в честь великого главнокомандующего Военно-морским флотом СССР Николая Кузнецова, который руководил советской эскадрой во время Великой Отечественной войны. Благодаря действиям адмирала удалось избежать крупных морских потерь в день начала битвы и предотвратить несколько вторжений врага, в том числе на Кавказ.

«Адмирал Кузнецов» регулярно принимает участие в дальних плаваниях и крупных учениях. В 1999-м он участвовал в операции по спасению атомной подлодки «Курск», а в 2007-м в составе боевых кораблей отправился в поход в Атлантический океан, позволив таким образом России возобновить свое присутствие в Мировом океане. Впервые крейсер участвовал в реальных боевых действиях осенью 2016 года у берегов Сирии. Там он пробыл несколько месяцев, пока в феврале 2017-го не вернулся обратно в североморский порт.

Одно из преимуществ «Адмирала Кузнецова» перед другими крейсерами заключается в способе запуска самолетов. Если корабли НАТО используют для разгона своеобразную катапульту, то отечественный корабль применяет трамплин, позволяющий взлетать с укороченной дистанцией разбега. К тому же после боевых заданий палубные самолеты и вертолеты помещаются в огромные ангары внутри судна, где техники проверяют их работоспособность.

Cу-27К — первая горизонтальная посадка на палубу корабля в истории страны

«Адмирал Кузнецов» вывели в море в октябре 1989 года. К тому моменту он еще не был окончательно достроен и доукомплектован, однако летчики уже начали проводить испытания его систем на самолетах, готовых к палубной посадке.

Одновременно проходили испытания новейшего на тот момент палубного истребителя, который должен был базироваться на авианосце, — будущего Су-27К. Два первых опытных образца истребителя были созданы незадолго до этого, в 1986–1987 годах, в 1990 году начался облет первого серийного образца.

Истребитель должен был впервые в отечественной истории выполнить горизонтальную посадку на палубу корабля. Самолет, участвовавший в испытаниях, сначала имитировал посадку, проходя над самой палубой корабля. Постепенно дистанция между шасси самолета и посадочной полосой сокращалась с нескольких десятков метров до 2–3 м.

Летчик-испытатель Виктор Пугачев стал первым, кто совершил «пробежку» по палубе, — его истребитель, снизившись, прокатился по палубе и, не останавливаясь, вновь поднялся в воздух. А в октябре 1990 года именно Пугачев выполнил первую в истории ВМФ горизонтальную посадку на палубу корабля.

К 1995 году Су-27К уже базировались на палубе «Адмирала Кузнецова», который в декабре вышел в свой первый дальний учебный поход, продлившийся до марта 1996 года. А в 1998 году истребитель Су-27К получил новое имя — Су-33.

«Трилистник» в арктической пустыне

С началом восстановления российского военного присутствия в Арктике защита государственных интересов страны в этом регионе была вновь названа приоритетной задачей Северного флота. Еще в 2007 году на одном из островов Земли Франца-Иосифа началось строительство военной базы «Арктический трилистник». Основное здание «Трилистника» является самым северным капитальным сооружением в мире.

Предполагается, что в случае необходимости на территории комплекса в течение полутора лет смогут автономно проживать до 150 военнослужащих.

Строительство базы велось в условиях арктической пустыни, а время доставки материалов и оборудования было ограничено периодами судоходства по Северному морскому пути, пройти по которому гражданские суда могут лишь в течение четырех летних месяцев.

В 2015 году информация о новейшей арктической базе Северного флота впервые стала доступна журналистам.

История Северного флота России в фотографиях:

Прямой эфир