Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об укреплении ЕАЭС в качестве центра многополярного мира
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
В МИД РФ назвали атаки Киева на суда в Черном море попыткой срыва переговоров
Мир
СМИ сообщили о закрытых консультациях РФ и Южной Кореи впервые за долгое время
Мир
AP сообщило о пропаже с сайта минюста США 16 файлов по делу Эпштейна
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Ушаков указал на необходимость соблюдения достигнутых договоренностей по Украине
Армия
Бойцы Южной группировки войск разработали уникальную допзащиту для танка Т-72Б3М
Мир
Путин поблагодарил Лукашенко за высокую оценку российско-белорусских отношений
Мир
Посол РФ заявил о росте запроса на альтернативную информацию в Испании
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Мир
Лукашенко заявил о переходе председательства в ЕАЭС к Казахстану в 2026 году
Политика
Песков заявил о планах Путина по целому ряду зарубежных визитов в 2026 году
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Экономика
Экономист предрекла западным компаниям сложный процесс возвращения на рынок РФ

Сергей Чиграков: «Может, я еще не написал свою главную песню»

Лидер группы «Чиж & Со» — о творческой паузе, опыте преподавания в школе и общении с коллегами с Украины
0
Фото:TACC/Максим Шеметов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Летнюю концертную афишу в крупнейшем столичном клубе YotaSpace откроет сольник группы «Чиж & Со». Накануне концерта, назначенного на 2 июня, с корифеем русского народного блюза Сергеем Чижом Чиграковым побеседовал обозреватель «Известий».

— Ты более пятнадцати лет не записываешь новых альбомов. Есть какая-то конкретная причина, почему так сложилось?

— Наверное, я как-то сразу всё выплеснул, а нужно было попридержать вдохновение. (Улыбается.) В девяностых у меня иногда выходило по две пластинки в год. Это же с ума сойти! Я все-таки не машина по штампованию песен. В какой-то момент оказался выжатым как лимон. А сейчас постепенно возвращаюсь к студийному процессу. Хотя я его полностью никогда и не прерывал. Это со своей группой я не записывал альбомов уже полтора десятилетия, но за это время периодически сотрудничал с другими музыкантами, и если собрать сделанные совместно с ними песни, пожалуй, наберется на двойной диск. Честно говоря, есть и конкретная причина, почему я так долго не выпускал свои альбомы. Но она очень личная, и я ее, конечно, в газете не озвучу.

— Она не связана с какими-то твоими душевными исканиями, переменами? Как-то так совпало, что ты затих после того, как поучаствовал в записи триптиха духовных песен священника Олега Скобли.

— Нет, тут никакой взаимосвязи нет. Олегу меня порекомендовали, мы с ним познакомились, и я просто помогал ему в записи. Приходил в студию и делал то, что от меня требовалось.

— А что или кто влияет на тебя в последнее время?

— Как и прежде, хорошие книги, фильмы, новые пластинки. Вряд ли какие-то внешние факторы. Есть достаточное количество ребят, к мнению которых я прислушиваюсь. Таким образом, видимо, происходит расширение моего кругозора. И я, возможно, кому-то помогаю, советуя обратить на что-то внимание.

— Когда из «ДДТ» к тебе пришел известный барабанщик, так сказать, старший товарищ Игорь Доценко, ты признался, что «много лет его ждал». Три года назад Игорь умер. Для тебя его уход стал неким поворотным моментом?

— Поворотным… А куда тут поворачивать? Просто очень больно было. Да и сейчас больно. Многие ребята ушли. У нас в бэнде это уже четвертая смерть.

— После таких потерь не появлялась мысль, может, вообще больше группу не собирать, выступать сольно? Тем паче, что свой, последний пока альбом «Гайдном буду» (2001) ты записал именно в одиночку.

— Нет, подобных сомнений не было. Хочется работать с группой. А «Гайдном буду» — скорее, исключение из правил, как и мои акустические концерты, где я один приезжаю куда-то и пою. Мне комфортнее с бэндом. Я же лентяй страшный, а в коллективе мне легко затеряться. Тут схалтурил, там не доиграл — такое в группе может проскочить незаметно. А когда сидишь один с гитарой на сцене — ты голый, как на кухне. И деться некуда.

— По-моему, ты единственный из известных российских рок-музыкантов, кому довелось поработать школьным учителем пения. Справлялся с педагогической миссией?

— Хочется верить, что справлялся. Некоторые дети говорили, что учитель, работавший до меня, им не очень нравился. А ко мне нормально относились.

— Так ты, наверное, приходил в класс и говорил: все эти «люли-люли» и прочую школьную программу в сторону, и изучаем «Лед Зеппелин» и «Криденс».

— Ага, кто бы мне позволил? Нет, преподавал что полагалось. Но, во-первых, я был молод и безумно красив. (Смеется.) Волосы у меня были длинные. Директор разрешил. Второклашки-третьеклашки меня любили, я двоек никому не ставил. Максимум мог пендель дать какому-нибудь зарвавшемуся обалдую и то, выведя его в коридор, чтобы не при всех. А старшим особо не докучал. Сидели они на моих уроках, писали друг друг любовные записки, да и бог с ними. Я был очень лояльным. И, кстати, старшеклассникам действительно иногда ставил иную музыку, когда видел, что они совсем раскисают. Приносил записи Махалии Джексон, джаз, блюз. Это уже середина 1980-х, с пластинками в СССР чуть проще стало.

— Ты и академическое музыкальное образование получил, и в ресторанах поиграл. Какой опыт эффективнее?

— Ни тот, ни другой. Говорю так не потому, что я крутой. Просто мне трудно выделить приоритеты. В музыкальной школе и училище обучали одному, а приходишь вечером в ресторан — исполняешь совсем другое. Но в принципе опираешься на те знания, что получил днем.

— От такого обучения и практики мало кому удается перейти к интересному самостоятельному творчеству?

— У меня всё как-то плавно и само собой перетекло. Очень долго я ничего не писал. В армии от скуки что-то пробовал как своеобразный протест, но не более того. А потом мне хватало того, что пишут парни, с которыми я играл. Меня устраивало быть просто исполнителем.

— Ты и в харьковскую группу «ГПД» влился ведь поначалу в качестве исполнителя. Она тогда была на подъеме. Помню их лихое выступление в 1988 году на шестом фестивале питерского рок-клуба с таким перестроечным, памфлетным сетом. Но тебя тогда еще не было в их составе.

— В составе не было, но возле сцены я уже стоял, смотрел на всё происходящее. Мы познакомились. У нас сложилось хорошее общение. От Сани Чернецкого, Паши Михайленко и других ребят из «ГПД» исходила такая энергетика, что я поддался их влиянию и попробовал сочинять песни в том же ключе. Но быстро соскочил с такой темы. Что-то мне подсказало: чувак, в эту стилистику не лезь.

— Но ты пришел к ним не с пустыми руками. У тебя же были собственные песни, из которых потом составился альбом ГПД «Буги-Харьков».

— Да, притаранил им всякую свою ерунду…

— Ладно, не приуменьшай. Многие из тех вещей по сей день в твоей хитовой обойме: «В старинном городе Обломове», «Ассоль», «Хочу чаю»…Занятная, вообще-то, подборка. Если вдуматься, с таким репертуаром ты мог и по бардовской стезе пойти, не попадись тебе по дороге подходящая рок-группа.

— С темой про «город Обломов» я вообще делал вид, что она написана для Воронежского народного хора. Явственно представлял себе барышень, которые красиво поют вот такую песню. И, честно говоря, сейчас мне сложно сказать, кем бы я стал, если бы в свое время меня не вытащили к себе «Разные люди» (следующее название группы «ГПД». — «Известия»). Может, остался бы в Дзержинске и потихонечку спивался. Сделался бы местной легендой. Сидел бы в жюри районных конкурсов ВИА. Да, черт его знает!

— С Чернецким сейчас продолжаете общаться?

— Да, общаемся. У меня нормальные отношения и Сашей, и с парнями, которые на Украине остались. Между нами разногласий нет. Мы врубаемся, что являемся музыкантами и наше дело — развлекать людей, нести мир и любовь. Все повзрослели, помудрели.

— Я был удивлен, когда тебя заманили на федеральный телеканал в жюри шоу «Главная сцена».

— Я сам удивился не меньше тебя. Приходил туда, как на работу. Посидел, отслушал, оценил, выставил баллы — и всё. Чего-то нового о российском музыкальном мире я там не узнал. Примерно так себе всё и представлял. Единственное, благодарен этому проекту за то, что познакомился с Жанной Рождественской.

— Там с тобой в жюри еще и американец Уолтер Афанасьефф сидел. Не последняя персона в мировом шоу-бизнесе. Мог бы поговорить с ним насчет выпуска своего диска в Штатах, куда ты периодически ездил на гастроли.

— Не вели мы с ним таких разговоров. Его постоянно окружали ребята из соседнего подъезда, то есть из поп-среды. Это же Москва. А я из провинции приехал, из Питера. Тихо сбоку посидел. С Юрием Михайловичем Антоновым поздоровался, с Жанной Германовной: «Как дела? Всё отлично». И назад в Питер.

— Кстати, некоторые тебя как раз когда-то называли Антоновым 1990-х…

— Да ты что! Мне до него не допрыгнуть, и не буду пытаться.

— Можешь назвать главную песню в своем репертуаре?

— Не могу. Может, я ее еще и не написал. И потом в ответе на этот вопрос мне чувствуется какое-то подведение итогов. На фига мне это надо? (Смеется.)

— Но книга-то о тебе уже написана.

— Ну, мало ли что… Да, написана. А кино про меня еще не сняли. (Улыбается.) Так что всё продолжается.

Справка «Известий»

Сергей Чиж Чиграков окончил музыкальное училище города Дзержинска и Ленинградский государственный институт культуры (кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов). После службы в армии работал в Дзержинске учителем музыки и пения. В 1986 году присоединился к дзержинской группе «ГПД» («Группа продленного дня»), затем участвовал в харьковской «ГПД» (позже переименована в «Разные люди»). В 1993 году записал первый сольный альбом «Чиж», год спустя собрал коллектив «Чиж & Co».

Читайте также
Прямой эфир