Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Сюжет:

ЦБ получил 200 тыс. жалоб на банки в 2016 году

На микрофинансовые организации россияне пожаловались 11 тыс. раз
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центральный банк в 2016 году получил порядка 200 тыс. жалоб на банки и 11 тыс. жалоб на микрофинансовые организации (МФО). Об этом сообщил «Известиям» руководитель службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута в кулуарах «нулевого» дня ПМЭФ-2017. Большинство жалоб были связаны с высокими процентными ставками и коллекторами.

ЦБ фиксирует снижение количества жалоб на микрофинансовые организации в I квартале этого года. Регулятор связывает это, в частности, с вступлением в силу с этого года закона о коллекторах, который регулирует их деятельность.

— В этом квартале видим снижение числа жалоб на МФО. Пока не такое заметное, но все-таки снижение. Вступил в силу закон о коллекторах с нового года, который регулирует эту часть отношений, и введено в действие ограничение по сумме предельных процентов, которые не могут превышать более чем двукратное тело долга в случае просрочки, — рассказал «Известиям» в кулуарах «нулевого» дня ПМЭФ-2017 Михаил Мамута.

Закон о коллекторской деятельности не удавалось принять в течение нескольких лет. С 1 января 2017 года он всё же вступил в силу. Новый закон запрещает коллекторам публиковать данные о должнике в Интернете, звонить должникам с 10 вечера до 8 утра, скрывать свой номер телефона. Если банк или МФО для взыскания средств с должника хотят привлечь коллектора, они должны уведомить об этом заемщика в течение 30 дней.

В 2016 году количество жалоб на МФО составило порядка 11 тыс., отметил Михаил Мамута. На банки в 2016 году поступило порядка 200 тыс. жалоб. По его словам, жалобы традиционно связаны в основном с высокими процентными ставками и коллекторами.

По сравнению с 2015 годом количество жалоб на банки снизилось. Тогда их было порядка 240 тыс. На МФО в 2015 году пожаловались 6,3 тыс. раз.

Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков считает, что 200 тыс. жалоб в год на банки — это очень большая цифра.

— У нас реально порядка 450 банков. 200 тыс. означает, что на один банк приходится более 4 тыс. обращений. Это очень много. Даже не совсем понятно, как такие массивы информации реально обработать. ЦБ нужно принимать меры по сокращению количества жалоб, — уверен Василий Солодков.

Генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов отметил, что после вступления в силу закона о коллекторской деятельности эффективность коллектинга снизилась.

— Принятие закона способствовало повышению финансовой грамотности заемщиков, меньше стало людей, которые «подписывают, не читая». Клиенты теперь более требовательны к соблюдению своих прав. С другой стороны, взыскатели стали тщательнее относиться к подбору персонала и разработке моделей общения с заемщиком. В целом можно говорить, что закон повысил квалификацию всех участников рынка. Но при всем этом, по усредненной оценке экспертов, эффективность коллектинга снизилась примерно на 15%, — сказал он.

Сергей Седов добавил, что закон не повлиял на уровень собираемости долгов. По его мнению, количество жалоб на МФО выросло в 2016 году по сравнению с 2015 годом в связи с тем, что велась активная политика по привлечению граждан в процесс воздействия на недобросовестных кредиторов.

— Большее количество жалоб всё же носит безосновательный характер или является вопросом, — пояснил Сергей Седов.

ЦБ проводит сейчас активную работу по борьбе с нелегальными кредиторами. В частности, Минфин и ЦБ разрабатывают законопроект о применении к нелегальным МФО статьи из Уголовного кодекса о незаконном предпринимательстве, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

Прямой эфир