Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью

В России не хватает учителей, логопедов и психологов

По данным исследования ВШЭ, школы испытывают кадровый голод, а у техникумов проблемы с ремонтом и компьютерами
0
Фото: РИА НОВОСТИ/Евгений Одиноков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме состоится презентация масштабного исследования НИУ ВШЭ и корпорации «Российский учебник» «Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов». Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние зданий школ и детсадов, состав педагогических коллективов и условия для обучения инвалидов. Оказалось, что самый высокий уровень кадрового обеспечения — в профессиональном образовании (в 1,5 раза выше, чем в дошкольном и школьном). А вот материально-техническое обеспечение школ и детсадов, наоборот, лучше, чем в техникумах и колледжах.

Согласно исследованию, работа над которым заняла почти полтора года, средний индекс образовательной инфраструктуры субъектов за 2015 год составил 0,48 (по шкале от 0 до 1). Это на 0,02 выше, чем в 2014 году. Такой показатель складывается из исследования кадров, зданий школ и техникумов, информационных ресурсов и многого другого. Индекс находится в средней зоне — ни критически слабых, ни позитивно продвинутых регионов эксперты не выделили.

По уровням образования (дошкольное, школьное, дополнительное и профессиональное) в целом по стране индексы также оказались средними: от 0,43 по дошкольному до 0,56 по среднему профессиональному.

Заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский пояснил «Известиям», что при этом в регионах ситуация разнится.

— Этот принцип мы и закладывали в индекс. Он должен стать сигналом для местных властей, органов управления образованием и основой для обмена опытом. Власти смогут детально изучить ситуацию в своем регионе и сравнить ее с другими субъектами, — сказал он.

Самыми неравномерными в 2015 году оказались показатели качества региональной образовательной инфраструктуры. Значения региональных индексов составили от 0,21 до 0,75 при среднероссийском значении 0,46.

Эксперты НИУ ВШЭ выявили, что лучшее школьное образование в Калининградской области (2-е и 3-е места — Краснодарский край и Ленинградская область). Лучшее дошкольное — в Камчатском крае (2-е и 3-е места — Курская и Магаданская области).

Индекс кадрового обеспечения оказался самым высоким в профессиональном образовании (0,67). Это в 1,5 раза выше аналогичных показателей дошкольного (0,40) и школьного (0,45) образования.

По словам народного учителя России, директора столичного Центра образования № 548  «Царицыно» Ефима Рачевского, кадровый вопрос сегодня остается одним из самых острых.

— Из всех ресурсов самый дорогой — именно кадры. Всё остальное вторично. Сегодня есть проблемы с изучением математики, физики, химии. Эти предметы не были трендами в сфере высшего образования в последние 20 лет. Новые вузы учили на дизайнеров, психологов, экономистов, юристов и журналистов, — пояснил Ефим Рачевский.

Поэтому сейчас высокий спрос именно на естественно-научные специальности.

Индекс материально-технического оснащения профессионального и дополнительного образования остается относительно невысоким (0,53 и 0,52). В школьном и дошкольном образовании ситуация с компьютерами и ремонтом заметно лучше (0,63 и 0,61).

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отметил, что инфраструктура, включая кадровый состав учебного учреждения, — это минимальный «джентльменский набор» региона. Его наличие позволяет потенциально гарантировать качество и доступность образования, «но то, как он используется, — предмет исследования».

На самой низкой отметке оказался индекс инклюзии. В среднем по России он составил 0,23–0,33.

— Это связано с тем, что внимание инклюзивному образованию начали уделять относительно недавно. Всего несколько лет назад стали появляться новые требования и нормативы, по-новому стали использовать существующую инфраструктуру общего образования и региональной сети образовательных учреждений, — отметил Максим Лозовский.

По его словам, позитивная динамика в стране уже видна. Он назвал это эффектом низкого старта.

Заместитель главы аппарата комитета Госдумы РФ по образованию и науке Алексей Майоров сказал «Известиям», что система образования пока не готова к тому, чтобы обучать в обычных школах детей с особыми потребностями. Это связано еще и с тем, что в стране остались специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

Десятка регионов с самыми высокими значениями индексов образовательной инфраструктуры:

Читайте также:

Из-за бюрократизма школы лишились необходимых учебников

Выпускники школ рассчитывают на зарплату в 82 тыс. рублей

ЕГЭ по литературе могут усложнить в 2018 году

Прямой эфир