Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В Театре имени Наталии Сац прошел «Маскарад»

Кирилл Симонов поставил балет об изгоях современного общества
0
Фото: Елена Лапина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац представил премьеру балета «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна. Волнующая атмосфера бала, любовные страсти, ревность — всё, к чему мы привыкли в инсценировках драмы Лермонтова, — в спектакле остались за кадром. В новом «Маскараде» хореограф Кирилл Симонов, сценограф Александр Орлов и художник Стефания Граурогкайте рассказали о судьбе изгоя в современном обществе.

Костюмированный бал у Энгельгардтов больше напоминает корпоратив в холле бизнес-центра, где земные, не обремененные нравственными категориями герои предаются удовольствиям. Аристократ Арбенин (Олег Фомин) налаживает связи в дамской компании. Разорившийся Князь Звездич (Иван Титов), надеясь обогатиться, флиртует с баронессой Штраль (Феличия Русу). Великосветские гости заняты карточной игрой.

Единственная чужестранка на этом празднике жизни — кроткая, романтичная Нина (Анна Маркова). Вопреки первоисточнику, кавалеры и подруги не проявляют к ней никакого интереса. Роковая потеря героиней браслета в балете также нивелирована. В итоге мотив финального преступления Арбенина остается загадкой.

Обособленность Нины от внешнего мира создатели спектакля подчеркнули всеми выразительными средствами. Александр Орлов сочинил декорацию из холодных зеркал лифтов, равнодушных к драме героини. Стефания Граурогкайте создала контрастную драматургию костюмов: от пестро, если не сказать фривольно, одетых гостей бала Нину отличают длинная бело-коричневая туника в первом акте и строгое черное платье во втором. 

Оригинальный замысел постановки определил и специфику хореографии. Отказавшись от ярких пластических портретов персонажей и пантомимы, Кирилл Симонов сделал ставку на стихийную, асинхронную массу. Все участники маскарада, включая Арбенина, баронессу Штраль и Звездича, танцуют своеобразный сплав неоклассики и модерна. Индивидуальную характеристику получает только Нина — устремленные вдаль арабески и трепетные па-де-бурре на пальцах выделяют героиню из общего скопища. Но и она в конце концов сливается с толпой: в финале агрессивные слуги распускают танцовщице волосы и срывают пуанты, лишая ее возможности парить.

Ориентированный на массового зрителя «Маскарад» артисты театра исполнили технически чисто и с удовольствием. Удачным оказался и выбор солистки: Анна Маркова — балерина с утонченными линиями и воздушным прыжком — сумела создать хрупкий, возвышенный образ Нины.

Вопреки ожиданиям, на музыку Хачатуряна авторская концепция балета легла органично. Блестящие сюиты танцев, зажигательно преподнесенные оркестром под руководством Алевтины Иоффе, отражают бурное веселье гостей маскарада. Экспрессивные рапсодические соло скрипки и виолончели в исполнении Дарьи Суворовой и Валентины Окуневой — чувства страдающей Нины.

Мысль о том, что всё чистое и светлое сегодня обречено на гибель, не лишена оснований. А стоит ли говорить об этом детям — вопрос открытый.

Прямой эфир

Загрузка...