Джек Воробей нашел врага в облике Хавьера Бардема
В очередной раз растеряв команду и удачу, Джек Воробей (Джонни Депп) в первой же забегаловке меняет свой легендарный компас на выпивку и этим случайно выпускает на волю его прежнего хозяина. Неупокоенный мертвец капитан Салазар (Хавьер Бардем) мчит на дырявых парусах через всё Карибское море, чтобы отомстить Воробью за унижение и годы заточения. Утихомирить свирепого испанца может только трезубец Посейдона, затерянный где-то в морских просторах. За артефактом уже идет охота ― помимо прочих, тряхнуть стариной решил Гектор Барбосса (Джеффри Раш).
После не слишком удачной четвертой части (где, к слову, снялась супруга нынешнего злодея ― Пенелопа Крус) «Пираты» ушли в отпуск на шесть лет и вернулись сильно посвежевшими. В пятой серии мало что изменилось с точки зрения структуры. Всё будет как раньше: вертлявый пройдоха опять испытывает судьбу и переходит дорогу очередному жуткому антагонисту. Вновь героям предстоит безумная погоня за неким странным артефактом. Как дань ностальгии кроме Джека Воробья и Барбоссы во франшизу ненадолго вернулись даже подзабытые герои Орландо Блума и Киры Найтли.
Маска Джека Воробья, кажется, окончательно приросла к Джонни Деппу. Кого бы этот актер ни играл сегодня, всё равно выходит тот же пират, просто потерявший где-то свои фенечки и золотую фиксу. И как это бывает со всеми масками, Воробей может постареть, но не измениться. Мы с ним живем уже почти 15 лет, но он всё тот же неисправимый эгоист, неспособный на сильные чувства, готовый обмануть любого ради корабля или бутылки. Разве что юмор с годами стал скабрезнее, но тут уж окружение обязывает.
Как и раньше, обаятельный цинизм Джека Воробья оттеняет парочка романтиков-идеалистов. Вместо героя Орландо Блума в этой серии появляется его сын Генри Тернер (Брентон Туэйтс из «Богов Египта»). На смену Кире Найтли пришла молодая актриса Кая Скоделарио («Бегущий в лабиринте»), играющая девушку-астронома Карину с загадочным происхождением. Естественно, почти сразу после знакомства ребят начинает тянуть друг к другу ― законы жанры и молодости неумолимы.
В пятый раз войти в одну и ту же реку ― это серьезный вызов. Ставить новую часть продюсер Джерри Брукхаймер позвал главных на сегодня специалистов по морскому делу Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга. Эти норвежцы сняли прекрасный фильм о Туре Хейердале «Кон-Тики» и сериал «Марко Поло», но в «Пиратах» от их былого авторского почерка не осталось ровным счетом ничего. Disney, как плотоядное растение, может переварить любого, кто попался к нему в ловушку.
В то же время, и это вряд ли совпадение, к «Пиратам» вдруг вернулась былая бодрость. Груз прожитых лет, конечно, остался ― усталость чувствуется и в дежурно кривой походке Воробья, и в навязчивости сюжетных поворотов, да и сложность родственных связей в этой франшизе скоро догонит латиноамериканские сериалы. Но по степени изобретательности «Пираты» дадут фору любому новому блокбастеру.
Призрачный корабль разевает пасть, как крокодил, пираты-мертвецы бегают по морю аки по суху, а вместо сторожевых псов у них ― дохлые акулы на цепях. Власти снова пытаются казнить Воробья, на сей раз с помощью гильотины ― и это самая смешная казнь на свете (конечно, неудачная). Редко какой фильм дарит такое, почти детское удовольствие, сопоставимое с чтением книги Стивенсона в летние каникулы.
Иными словами, пиратские похороны были преждевременны, в этом мире еще есть местечки, куда может заглянуть вечно живой Джек Воробей. Свой миллиард пятый фильм, наверное, соберет с легкостью, а жизненной энергии и чувства юмора у его создателей должно хватить еще на серию, а то и на две.