Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Германии задумались о передаче Киеву украинских призывников
Армия
Замминистра обороны РФ вручил награды военным группировки «Юг» за штурм Авдеевки
Происшествия
Село в Белгородской области попало под обстрел
Политика
Путин прокомментировал высказывание президента США Байдена в свой адрес
Мир
Депутат бундестага напомнил о Наполеоне на дебатах о поставках Taurus Киеву
Мир
Лавров указал на провал Запада в «украинизации» повестки G20
Мир
МВФ заявил о необходимости донорской поддержки Украине в размере $32 млрд
Армия
«Известия» показали работу артиллерии ВС РФ по позициям ВСУ под Авдеевкой
Общество
Путин поручил обеспечить все федеральные трассы стабильной связью к 2032 году
Мир
В Анкаре рассказали о встрече Лаврова с главой МИД Турции Фиданом
Общество
Российских перевозчиков не будут обязывать собирать допинформацию о пассажирах
Мир
Соглашение Рима и Киева не будет содержать гарантий военной поддержки Украины
Мир
Зеленский внес в Верховную раду законопроект о демобилизации срочников со службы
Экономика
В МВФ заявили об удивительном экономическом росте РФ в условиях санкций
Политика
Владимир Путин прибыл в Чувашию

Путешествие к здравому смыслу

Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников — о развитии внутреннего туризма
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Наступающее лето — отличный повод поговорить про внутренний туризм в России. Вполне стандартный отдых на главных российских курортах уже достиг итальянских и испанских высот по цене, превосходя Тунис, Турцию и Болгарию. При этом мы не сравниваем сервисы.

Стоимость размещения одного человека на неделю в гостиницах 3/4 звезды (на 1 августа 2017 года) с перелетом, трансфером, страховкой, пансионом (завтрак, ужин) в России будет стоить 35–45 тыс. рублей в Крыму и 27–35 тыс. рублей в Сочи. Сравним с Тунисом (25–32 тыс. рублей), Кипром (26–30 тыс. рублей), Грецией (32–36 тыс. рублей), Турцией (21–25 тыс. рублей), Болгарией (30–35 тыс. рублей) и Италией (35–45 тыс. рублей). 

От этих цифр можно «танцевать», чтобы лучше понять, где и как мы можем конкурировать с популярными зарубежными курортами.

Один из самых очевидных барьеров на пути развития внутреннего туризма в России — размеры страны и проблема транспортной доступности. Государство должно субсидировать авиаперелеты. Сегодня на это выделяется из федерального бюджета 3 млрд рублей ежегодно. А нужно в 10 раз больше! Внутри страны практически отсутствуют региональные чартерные рейсы. При этом значительная часть населения живет в Центральной России. Цена билета является сдерживающим фактором, а иногда и просто непреодолимым препятствием для путешествий в Сибирь, за Урал или на Дальний Восток. А для жителей этих регионов — по той же самой причине — далекой планетой остаются Центральная Россия, Крым и Сочи.

На такие расстояния надо именно летать по доступным ценам. Длительная поездка на железнодорожном транспорте по определению не может быть комфортной, даже на самом современном поезде. Вряд ли кто-то захочет добираться до места отпуска несколько суток — даже для любителей экстремального отдыха есть более приятные способы получить свою порцию адреналина. Для поездок на авто (хотя из Владивостока в Сочи на машине тоже доехать проблематично) требуются дороги иного, чем у нас, качества и хорошая придорожная инфраструктура: мотели, гостиницы, кафе и рестораны. Такой инфраструктуры у нас в стране становится больше, но всё еще мало.  

Если у государства нет средств на субсидирование авиаперевозок в необходимых масштабах и создание чартеров по России, необходимо запустить программу по развитию межрегионального туризма. Пора наконец узнать, что интересного в сопредельных областях. Проехать 200–500 км не так трудно. Но при условии, что есть нормальная автотрасса и в дороге есть где перекусить и в туалет сходить.

В России есть примеры такого туризма, заточенного на определенные регионы. Взять тот же горнолыжный комплекс Шерегеш в Кемеровской области. Москвичей там встретишь немного. Оно и понятно, в высокий сезон (зима 2017 года) билет из Москвы туда-обратно стоил 18 тыс. рублей, а в Австрию — 12 тыс. рублей. Зато отдыхающих из Томска, Новосибирска, с Алтая в Шерегеше очень много.

Высокие цены на российские туристические услуги при низком качестве сервиса вызваны и растущей финансовой нагрузкой на отрасль. Если раньше налог на имущество считался по справке БТИ, то сейчас — от кадастровой стоимости недвижимости. Государство понять можно: оно хочет больше денег от налогоплательщиков. Но и туристический сектор работать себе в убыток не будет, и владелец гостиницы просто переложит издержки на клиента. А ведь кроме налоговой нагрузки ежегодно (а иногда и чаще) растет плата за электроэнергию и газ. Не будем забывать и про дорогие кредиты, которые еще нужно обслуживать. Поэтому, только работая круглый год, туристическая инфраструктура сможет не взвинчивать цены, понимая, что к ним приезжают не только на 3–4 месяца.

Одной из задач первой в истории зимней Олимпиады в субтропиках в Сочи было сделать главный летний курорт России круглогодичным. И хотя горнолыжный курорт «Красная Поляна» остается достаточно элитарным, но уже понятно, что в Сочи можно отдыхать в любой сезон.

Чтобы «обмануть» климат необходимо грамотное планирование туристического потока, с четким пониманием — зачем приезжать в тот или иной регион в любое время года. Необходимы: разнообразная экскурсионная программа, набор возможностей для семейного отдыха и развлечений, медицинская и спортивная инфраструктура, кафе и рестораны. Людям нужно предложить набор возможностей на всякий кошелек и при любой погоде. Например, «оздоровительный» туризм — это целый комплекс, включающий в себя и лечебные процедуры с качественными специалистами, и преимущества климата, воды и других чисто природных особенностей каждого региона. Развитие такого отдыха может стать одной из самых перспективных и доходных сфер российского туризма — мода на здоровый образ жизни дошла и до нас.

Для индустрии гостеприимства требуются такие же профессиональные кадры, как и для любой другой сферы экономики. Система образования в России пока не может обеспечить их в достаточном количестве и необходимого качества. Основная проблема — у студентов мало производственной практики, необходимых знаний и технологий по организации путешествий и туристических сервисов. Поэтому в номер пятизвездочного отеля могут постучать в 8 утра (это не шутка, а реальный случай) и предложить уборку. А если откажетесь, ваш номер так и останется неубранным. 

Не хватает и профессиональных менеджеров по управлению отелями. Советская школа ненавязчивого сервиса уже явно во многом устарела. Нужны образовательные стандарты. Их разработкой могли бы заняться совместно профессиональные бизнес-объединения и специалисты Минобразования. Нужна и система повышения квалификации кадров и дополнительного профессионального образования.

Только комплексное решение проблем транспорта, сервиса, дорожной и собственно туристической инфраструктуры превратит туризм в высокодоходную отрасль российской экономики. Мы должны сделать выбор — где конкурировать с заграничными курортами низкой ценой, а где сервисом и качеством отдыха. Профессиональные менеджеры, в которых остро нуждается наша туриндустрия, должны понимать, на чем можно существенно экономить, обеспечивая конкурентные цены.

Пока же нашим путешественникам на наших курортах предлагают чайник «облепихового чая» по 800 рублей (это тоже реальный случай), а владельцы гостиниц жалуются на постоянные убытки. Но это положение можно изменить. Было бы желание.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир