Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

ФАС может перевести портовые тарифы в рубли

Оплата услуг стивидорных компаний в валюте увеличила их доходы и привлекла внимание антимонопольщиков
0
ФАС может перевести портовые тарифы в рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может перевести портовые тарифы в рубли и начать их регулировать. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве. Такие меры планируется принять в связи с завышением цен на ряд портовых услуг, из-за чего ФАС уже выдала несколько предупреждений и предписаний. Эксперты считают, что регулирование может привести к нерентабельности портовых услуг и притормозит развитие отрасли.

Сейчас тарифы стивидорных компаний (осуществляют погрузку, разгрузку и хранение грузов в портах) устанавливаются свободно — несколько лет назад ФАС отменила ценовое регулирование в этой области. Но сейчас служба рассматривает возможность возвращения регулируемых тарифов на услуги по погрузке и выгрузке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в портах.

— Такой сценарий не исключен, — заявил «Известиям» замначальника управления общественных связей ФАС Павел Бугров.

Также, по его словам, не исключается вероятность того, что ФАС обяжет вести расчеты в рублях для российских компаний и в валюте для нерезидентов.

В июне прошлого года ФАС провела мониторинг цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах в 2013–2016 годах. По итогам Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и три компании группы Global Ports получили предписание перечислить в бюджет 16,8 млрд рублей — средства, полученные благодаря монопольному положению. Global Ports и НМТП тогда же заявили, что будут оспаривать предписание ФАС в суде. НМТП уже инициировал судебное разбирательство.

По мнению ФАС, экономически обоснованными для этих компаний будут тарифы на услуги по перевалке на уровне не выше фактических цен, выраженных в рублевом эквиваленте и установленных компанией по состоянию на 30 июня 2014 года.

Возврат к регулированию тарифов и перевод их на рубли остановят инвестиции в портовую отрасль, снизят привлекательность отрасли, уменьшат предложение услуг и подвигнут рынок к созданию новых монополий, уверена директор по развитию «Порт Ньюс» Надежда Малышева.

— ФАС не имеет глубоких компетенций во многих сферах экономики. Единственный способ снижать тарифы на услуги стивидорных компаний — увеличивать предложение в этом сегменте рынка, — рассказала она.

По мнению эксперта, предлагаемые ФАС меры являются шагом назад для целой отрасли, тормозят ее развитие.

— В настоящее время большая часть портового оборудования по-прежнему производится не в России, а, следовательно, покупается за валюту. Кредиты для стивидорных компаний преимущественно берутся в валюте, — рассказала Надежда Малышева.

При этом вырастут доходы иностранных компаний, которые обычно являются трейдерами российских импортных и экспортных грузов, ведь у них затраты на услуги портов снизятся, подчеркнула Надежда Малышева.

Расчеты тарифов в валюте естественны, так как через порты проходят в основном экспортно-импортные грузопотоки, уверен эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

— Пока рубль был относительно стабилен, установка тарифов самими компаниями худо-бедно всех устраивала. Если за прошедшие годы и был некоторый рост тарифов, то в иностранной валюте он не был существенным, за исключением ряда операций с ранее заниженными тарифами, — рассказал он.

Однако всё изменилось после резкого скачка курса доллара к рублю в 2014–2015 годах.

— Естественно, порты от девальвации национальной валюты выиграли: их валютная выручка не сократилась, напротив, объемы перевалки только выросли, так как экспортеры ростом объемов пытались компенсировать падение мировых цен на сырьевые товары, — пояснил Алексей Калачев.

Порты, которые стали больше зарабатывать, на этой волне начали модернизацию и расширение портового хозяйства.

— Искусственное регулирование тарифов со стороны государственного ведомства ухудшит положение стивидорных компаний и помешает завершить начавшееся обновление основных фондов, — уверен эксперт.

При этом, по его словам, разделение тарифов на валютные для иностранцев и рублевые для соотечественников или просто переход на рубли ничего не дадут.

— При современной офшорной экономике любой экспортер или импортер может проводить операции через специально созданные подразделения в наиболее удобной юрисдикции и пользоваться разницей в тарифах, выраженных в разных валютах, — пояснил эксперт.

В НМТП, Global Ports и других крупных портах оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

Прямой эфир