Эксперты: компромисс с Белоруссией по нефти и газу — позитивный сигнал

Компромисс в нефтегазовом конфликте играет большую роль в нормализации отношений и несет большой положительный эффект, однако прорыва в отношениях между Россией и Белоруссией пока нет, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Ранее российский вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что РФ и Белоруссия урегулировали все нефтегазовые вопросы и перешли к новому этапу сотрудничества.
Накануне Белоруссия в полном объеме погасила долг перед «Газпромом» в размере $726,2 млн за поставки российского газа в 2016–2017 годах.
В начале апреля президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с белорусским лидером Александром Лукашенко сообщил, что Москва и Минск договорились о решении нефтегазового спора и определили работу в этой сфере на 2017–2019 годы. Конфликт длился с начала 2016 года, когда Минск заявил о несправедливой цене на российский газ и стал платить за него меньше. В ответ Россия снизила беспошлинные поставки нефти в Белоруссию.
Нефтегазовый вопрос
«По-видимому, была найдена компромиссная формула — Беларусь обязалась выплатить задолженность за газ, хотя там будет некое реструктурирование долга. Беларуси же интересны поставки животноводческой продукции, разобраться с претензиями Россельхознадзора, насколько они обоснованны», — отмечает старший научный сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии Алексей Дзермант.
Однако нельзя сказать, что в отношениях стран произошел некий прорыв, считает политолог, речь идет скорее о нормализации отношений.
«Я пока не вижу прорывных точек в отношениях между странами, кроме того, что отношения развиваются позитивно, и это — большой плюс. В рамках Союзного государства есть достижения в области перемещения рабочей силы, равноправия граждан. Однако новых направлений, кроме погашения конфликта, который длился больше года и влиял на отношения между странами, не вижу», — солидарен эксперт Высшей школы экономики, политолог Дмитрий Болкунец.
Для прорыва нужно, чтобы эти вопросы решались в другом порядке, уточняет Дзермант.
«Пока их обсуждение в информационном поле велось по-иному, это практика, которая сложилась на протяжении последних 10–15 лет наших отношений, когда бывают горячие споры, эмоциональные заявления, которые выливаются в информационное пространство, но потом президенты всё решают при личной встрече», — напоминает политолог.
Созрели для реформ
По словам белорусского эксперта, уже обсуждается разработка (в рамках Союзного государства) новых механизмов решения споров.
«Думаю, если эта тема была поднята и если присмотреться к нормативным документам, на основании которых Союзное государство действует, то может начаться реформирование структур Союзного государства и российско-белорусских отношений, чтобы избегать негатива, который случался перед этим. Думаю, обе стороны для этого созрели», — добавляет политолог.
Необходимость переоценки отношений между Россией и Белоруссией в рамках Союзного государства отмечает и его российский коллега — «так как есть много подписанных соглашений, но они не работают».
Решение российско-белорусского газового вопроса несет безусловный положительный эффект — однако из-за того что на это ушло около года, проблема перенеслась и на другие сферы отношений, считает Болкунец.
Специалист приводит в пример сокращение Россией поставок нефти на белорусские НПЗ — после того как долг за газ был погашен, стороны пришли к мнению о необходимости их возобновления.
«Россия планирует предоставить белорусской стороне кредит в ближайшее время, так как сейчас в белорусской экономике тяжелая ситуация, и кредит, по-видимому, был одной из договоренностей на встрече глав государств в Петербурге. Эти деньги стране нужны, и она будет стараться как можно быстрее этот кредит получить», — продолжает Болкунец.
Он не исключает, что на апрельской встрече также обсуждались вопрос блокирования поставок продукции из Белоруссии и претензии России по поводу контрабанды с Украины и из стран ЕС.
По его словам, белорусской стороне также поступали предложения о совместном пограничном контроле на внешних границах, но республика пока не готова привлекать к этому россиян.
Отношения с Европой
Белоруссия больше двух лет ведет диалог с Европой, потепление отношений началось после украинского кризиса, причем инициатором потепления выступил ЕС, уточняет Болкунец.
По его словам, такой диалог не должен входить в противоречие с российско-белорусскими отношениями.
«Это вредит двусторонним отношениям — и Россия, и Белоруссия могли бы приложить максимум усилий, чтобы выстраивать полноценный диалог с Евросоюзом», — подытоживает специалист.
Белорусский эксперт Дзермант замечает, что существует взаимозависимость отношений страны с Европой и Россией.
«В последнее время мы видим некое потепление отношений Белоруссии и Европы, но реального результата в экономике, что больше всего интересно республике, это не приносит. Да, сняты санкции, да, идет политический диалог, однако притока инвестиций, технологий нет», — подчеркивает политолог.
Кроме того, когда Белоруссия на основе своего суверенного права начинает обеспечивать правопорядок, например, во время протестов, европейцы сразу же достают свои «информационные дубинки» — претензии, угрозы, отмечает эксперт.
По его словам, отношения остаются на шаткой основе: дрейфа в сторону Белоруссии не может быть из-за разницы в мировоззрении белорусского и европейского руководств.
«Но в случае обострения российско-европейских отношений Минск не останется в стороне и объективно будет вступаться за российские интересы», — заключает Дзермант.