Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Архангельской области спасли провалившихся под лед пенсионера и собаку
Мир
Президент Чехии подписал реформу о повышении пенсионного возраста
Мир
Захарова назвала фейковым доклад главы ЮНЕСКО о нарушении прав журналистов
Мир
Генсек правящей «Грузинской мечты» извинился за выдвижение Зурабишвили
Мир
В АТОР назвали остановку продажи туров в Абхазию воспитательной работой
Происшествия
Работники МЧС спасли 10 человек при пожаре в торговом центре Витебска
Мир
Спецпосланник Трампа допустил завершение конфликта на Украине в ближайшие месяцы
Общество
Генпрокуратура обнаружила в Viber попытки дестабилизации обстановки в стране
Общество
В Москве вынесли приговор напавшему на съемочную группу «Известий» мужчине
Политика
В Госдуме прокомментировали решение ЕСПЧ о георгиевской ленте на Украине
Спорт
Бой Минакова против Джонсона в «Бойцовском клубе РЕН ТВ» закончился ничьей
Общество
Суд в ДНР приговорил к 13 годам расстрелявшего жителя Мариуполя боевика ВСУ
Происшествия
Губернатор сообщил об упавшем беспилотнике на частный дом в Краснодарском крае
Армия
«Ростех» назвал «Солнцепек» одним из самых грозных видов российского вооружения
Мир
Шольц заверил в помощи Евросоюза в восстановлении Сирии
Общество
Температура в Москве достигла минимума за эту зиму
Мир
В Нью-Джерси неизвестные дроны несколько раз пролетели над складом ВМС США
Авто
Госавтоинспекция проведет «сплошные проверки» водителей

О тайне радости

Епископ Пантелеимон — о смысле Великого поста и Входе Господнем в Иерусалим
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Приход весны всегда приносит хорошее настроение. Поют птицы, распускаются листья, становится тепло. А у православных приближается окончание Великого поста. Он называется Великим, потому что предшествует самому великому событию истории — Воскресению Христа, Пасхе.

Многие люди понимают Пасху отдельно от Великого поста. Но это неправильно. Как музыкальное произведение большой формы состоит из разных частей, так и церковный год — это единое целое, в котором много частей и все они подчинены одной главной цели.

Великий пост предваряет вершину церковного года и состоит, собственно, из 40 дней поста (Святой Четыредесятницы), Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы. Недели, когда мы продолжаем поститься, но больше думаем уже не о своих грехах, а вспоминаем страдания, Распятие и крестную смерть Иисуса Христа.

Если в последовательности участвовать в событиях Великого поста, нам открывается тайна Пасхи, мы получаем возможность по-настоящему воспринять Воскресение Христа.

Вчера православные христиане праздновали Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. На протяжении 40 дней до этого продолжался Великий пост. 

Пост очень важен, особенно — для современных людей. Цивилизация развивается так, что человек может обладать почти всем, что пожелает: зимой — есть свежие фрукты и ягоды, летом — жить в прохладных комнатах. У современного человека, как правило, всё в шаговой доступности, он может с комфортом путешествовать, за несколько часов преодолевать тысячи километров.

В какой-то степени все это доставляет радость и удовольствие. Но, с другой стороны, это делает нас менее приспособленными к трудностям в жизни. А они точно будут. Как бы хорошо ни развивалась медицина, всё равно люди будут умирать. Как бы прекрасно ни была отлажена жизнь, все равно будут складываться непредвиденные ситуации и происходить катаклизмы. Нередко люди сталкиваются с предательством со стороны близких, разрывом с женой или мужем, с клеветой, неправдой, несправедливостью. Человек, который живет в современных условиях, оказывается ко всему этому не готов.

Но мы должны уметь переносить неприятности. И пост — это прекрасная возможность закалить свою душу, не следовать за плотью. К сожалению, современные люди не умеют сдерживать свою плоть. Часто разводы происходят из-за измен, болезни — из-за ожирения, многие люди не могут бросить пить или курить. Они идут на поводу у своего тела, которое, к сожалению, подчинено таким законам, которые часто толкают нас туда, где мы приносим сами себе вред.

Великий пост — это освобождение души от власти тела. Он дает возможность приобщиться к тем тайнам, которые являют нам праздники церковного года. У людей, которые постились 40 дней, благодаря Великому посту воскресает душа. Человек, который по-настоящему прожил пост, чувствует освобождение души от власти тела. Это сродни ощущению прихода весны, когда после зимних морозов человек выходит на солнце и испытывает легкость и радость. Это удивительное чувство, когда очищаются душа, ум и сердце человека.

Вербное воскресенье — это Вход Господень в Иерусалим. В этот день Христа торжественно встречают жители Иерусалима, потому что они знают, что именно Христос воскресил из мертвых Лазаря.

Спаситель входит в Иерусалим как Царь. Во всеобщем ликовании Его встречают жители города. Но эта слава кратковременна: остается всего несколько дней перед Распятием. Вход Господень в Иерусалим — по сути, это вход в страдания Христа. И Церковь вступает вместе со Христом на этот путь: мы вспоминаем, что делал Спаситель каждый день, готовясь к Крестной Пасхе — смерти на кресте.

Накануне Своей смерти Христос совершает с апостолами Тайную вечерю. На ней Он дает последнюю великую заповедь — о Таинстве Причащения Его Тела и Крови: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». И если мы называем себя христианами, мы призваны участвовать в этом Таинстве.

Совершая Тайную вечерю, Христос умыл ноги Своим ученикам и Своим собственным примером показал, что значит настоящая любовь. Любовь — это прежде всего служение и помощь другим.

О самой Пасхе — Воскресении Христовом — нужно говорить отдельно. И это предмет для особой статьи. Но важно помнить, что есть и Крестная Пасха — это пятница Страстной седмицы, когда мы вспоминаем вольное Распятие Христа и Его смерть. В четверг вечером во всех храмах будет совершаться служба Великой пятницы, на которой священники будут читать Страстные Евангелия — отрывки из Евангелий, в которых рассказывается о страданиях Христа.

Если мы хотим понять радость Пасхи, Ее смысл, нам нужно встретить Христа как Царя в Иерусалиме, причаститься Его Тела и Крови на Тайной вечере, быть рядом со Христом в день Его страданий и Распятия. Только тогда мы сможем понять тайну этой радости — ни с чем не сравнимой, всё превосходящей, радости победной, приобщающей к жизни вечной.

Автор — викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по благотворительности

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир