Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ФАС выступила против безликой пачки сигарет

Ведомство раскритиковало идею Минздрава сделать стандартную упаковку для табачной продукции
0
ФАС выступила против безликой пачки сигарет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла избыточным барьером в торговле табачными изделиями предлагаемую Минздравом норму об унифицированной пачке для сигарет. Подобное предложение ведомство изложило в проекте антитабачной концепции, которая проходит межведомственное согласование. Эксперты считают, что стандартная для всех участников рынка пачка сигарет позволит снизить привлекательность курения. 

Свою позицию относительно стандартизации сигаретных пачек ФАС высказала в письме в Минздрав от 20 февраля (копия есть у «Известий»), документ подписан врио главы службы Алексеем Доценко.

— Предложение о дополнительной маркировке в совокупности с предложением о стандартизированной упаковке может привести к установлению избыточных барьеров, существенно осложнит доступ на рынок добросовестных новых хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, может сказаться на состоянии конкуренции на рынке реализации табачных изделий, — считают в ФАС.

Из проекта «Концепции осуществления госполитики противодействия потребления табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу» Минздрава следует, что потребительская упаковка табачной продукции является важным элементом рекламы и стимулирования продажи и потребления табака.

«Упаковка и характеристики изделия используются различными способами для привлечения внимания потребителей с помощью логотипов, цветов, шрифтов, рисунков, форм и материалов на пачках и в составе пачек сигарет, на отдельных сигаретах или других табачных изделиях», — сказано в документе.

Минздрав предложил ввести стандартизированную потребительскую упаковку для табачных изделий. То есть пачку стандартного цвета, на который не размещаются товарные знаки, цвета товарных знаков или реклама и информация, стимулирующая продажу и потребление табака. Исключения предлагаются для наименования табачной продукции и вида изделия, изображенных установленным цветом и шрифтом.

В письме ФАС указано, что служба провела в конце января экспертный совет по развитию конкуренции на рынке табачной продукции, после чего подготовила ряд предложений и замечаний по доработке проекта антитабачной концепции. Одно из них касается введения унифицированной «простой» упаковки табачных изделий, внедрение которой приведет к невозможности использования товарных знаков, торговых марок, логотипов и т.д. В условиях полного запрета стимулирования и рекламы табачной продукции «это означает тотальную невозможность как прямого, так и опосредованного взаимодействия с потребителем».

Плюс к этому единая упаковка будет выступать фактором, облегчающим недобросовестную конкуренцию посредством подделки и фальсификации табачной продукции — стандартная упаковка сильно сократит возможности различия оригинальной и контрафактной продукции за счет уникальных признаков и особенностей дизайна, присущих только легальным товарам, произведенным на современном оборудовании в фабричных условиях, подчеркивается в письме ФАС.

«В России установлен полный запрет любых форм рекламы и выкладки табачных изделий, обращенных к неопределенному кругу лиц. В таких условиях любые формы маркетинга возможны лишь в отношении лиц, уже являющихся потребителями табачной продукции, главным образом в контексте реализации ими намерения приобрести ту или иную табачную продукцию в торговом объекте, — отметил гендиректор «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Сергей Слипченко в письме к Алексею Доценко от 2 февраля. — Товарные знаки на упаковке товара в таких условиях лишь являются одним из отличительных признаков, позволяющих потребителю отличить один продукт от другого и, соответственно, элементом конкуренции между табачными компаниями».

Предложение по введению обезличенной пачки представляется радикальной и неэффективной мерой, что, в частности, подтверждает опыт Австралии, сказал вице-президент JTI по корпоративным вопросам и коммуникациям в России Сергей Киселев. Он привел данные Австралийского бюро статистики, по которым с момента введения безликой пачки в декабре 2012 года темпы снижения уровня распространенности курения не изменились. При этом единственным доказанным следствием введения данной меры стало доминирование цены над качеством табачной продукции, отметили в JTI.

— Обезличенная упаковка снижает маркетинговый эффект смертельно опасного продукта, коим являются сигареты, — уверен предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

По его словам, Австралия, Великобритания, Франция и Венгрия успешно используют подобный инструмент и после его применения «в обществе падает привлекательность курения».  

— Сейчас продажи табачных изделий происходят при закрытой витрине, потребитель не имеет возможности увидеть и изучить упаковку и делает выбор, называя марку или изучив перечень названий, — заявил представитель сети «Дикси».

Значительного снижения продаж в случае введения стандартизированной упаковке федеральная сеть не ожидает.

В Минздраве от комментариев воздержались.

Прямой эфир