Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

На краю энергетической пропасти

Аналитик Александр Пасечник — о проблемах российско-украинских отношений в энергетической сфере
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В затухающей энергетической кооперации России и Украины сложностей все больше. Помимо широко известных газовых проблем в поле зрения теперь и неурядицы с поставками нашего дизельного топлива в Незалежную.

В середине марта стало известно, что трубопроводные поставки российского дизельного топлива на Украину приостановлены уже в течение месяца из-за того, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ) не осуществляет оформление необходимых документов. В Минэнерго РФ уточнили, что, по данным «Транснефти», поставки были приостановлены в начале февраля «в связи с перезаключением контрактов на экспорт нефтепродуктов».

Материалы по теме
1

Спустя несколько дней официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что Россия возобновила поставки дизтоплива на Украину. В заявлении Минэнерго также подчеркивалось, что у России отсутствуют межправительственные соглашения по поставкам нефтепродуктов на Украину и в Венгрию и экспорт дизельного топлива в указанных направлениях осуществляется хозяйствующими субъектами исходя из экономической целесообразности. А поэтому говорить о прекращении поставок горючего из РФ некорректно. Иными словами, Москва юридически не имеет обязательств снабжать Киев дизтопливом. 

Тем временем Украина не устает хвалиться, что впервые в своей истории завершает отопительный сезон без прямых закупок российского газа. Однако уже давно известно, что растущие объемы реверсных закупок «Нафтогаза» в Европе в конечном счете формируются именно из российского голубого топлива, которое поставляется сначала контрагентам из Старого Света, а после перепродается Незалежной. Теперь же, когда Москва согласилась снять с европейских партнеров контрактные ограничения на реэкспорт газа, «Нафтогазу» юридически, конечно, станет проще взаимодействовать с реверсными странами. Только вот крупные коммерческие потери Киева неизбежны — как известно, переплата Украиной европейским партнерам достигала в IV квартале 2016 года $20–30 с каждой тысячи кубометров газа.

Кроме того, необходимо понимать, что экономия голубого топлива, которую власти Украины считают своим несомненным достижением, результат прежде всего тотальной деградации промышленного сектора и децентрализации теплоснабжения. Зачастую это связано с банальным переходом домохозяйств на дрова и солярку, а никак не с внедрением «программ энергоэффективности», которые так широко анонсируются украинским руководством.

В оде украинских властей «энергетической независимости» республики большая роль отводится и славному будущему газотранспортной системы (ГТСУ). На нее все еще возложены стратегические надежды — а именно на доход от транзитных сборов за прокачку российского газа в Европу. Но это абсурдные помыслы. Напомню, что Россия динамично продвигает обходные проекты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Их скорый запуск автоматически лишит Украину статуса страны — транзитера российского газа. 

Причем Киев просто-таки подталкивает Москву к отказу от использования ГТСУ — труба почти не ремонтируется и не модернизируется из-за отсутствия инвестиций. И уровень ее морального износа уже давно критичен. При этом ставки на транзит сырья Киев задирает все выше. А это прямой путь к полному разрыву газовой кооперации России и Украины.  

Хотя, может быть, Москва и не прочь сохранить украинский маршрут как дополняющий новые газомагистрали в Европу — с точки зрения логистики некоторые объемы российского топлива по ГТСУ было бы удобно продолжать поставлять в ряд стран на юго-востоке Европы. Но тогда Киеву нужно спешить идти навстречу. Во-первых, снижать тариф на прокачку газа до адекватного уровня. А во-вторых, конечно, резонно подумать о продаже ГТСУ, которой так дорожат власти Незалежной, внешним инвесторам, чтобы ее наконец модернизировали. Да, момент крайне политизирован, но драмы для страны на самом деле нет. Рядовым гражданам Украины в принципе все равно, кому принадлежит труба. Населению главное, чтобы цены на газ были приемлемыми, а не росли галопирующими темпами, как это происходит в последние годы.

Хочется верить, что сценарий с сохранением ГТСУ все же не станет утопией. Ведь режим Порошенко не вечен. И если к власти на Украине придут силы, настроенные на более прагматичную кооперацию с Россией, это вполне может создать предпосылки для энергетической синергии.

Автор — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Прямой эфир