Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мебель как искусство

На выставке работ Карлы Толомео в Шереметевском дворце представлены предметы интерьера, принадлежащие звездам и монархам
0
Мебель как искусство
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Волею 70-летней итальянской художницы, ученицы Джорджо де Кирико, в Северной столице расцвели исполинские розовые розы, выросли черные ананасы, а бабочки станцевали танго. Для выставки «Сад наслаждений Карлы Толомео» Музей театрального и музыкального искусства как нельзя лучше подобрал пространство: окна Шереметевского дворца выходят в легендарный садик Фонтанного дома.

Неожиданность в том, что экспонаты — это мебель: красиво обитые стулья, кресла, пуфики, кушетки, замысловатые спинки которых и представляют собой «персонажей» Карлы Толомео. Впрочем, объекты подписаны как «скульптуры», и это не только подчеркивает преобладание художественного над функциональным, но и утверждает важность рассматривания объекта с разных сторон.

Мебель как искусство

Каждое скульптурно-мебельное творение стоит на зеркальной платформе — подобно тому, как ювелирные дома выставляют свои лоты. И всматриваясь в отражение, замечаешь, что снизу открывается не менее необычный вид, чем если смотреть «анфас».

— Первые шаги в профессии я делала под началом Джорджо де Кирико, который меня очень любил и внимательно относился к моей художественной судьбе, — рассказала Карла Толомео. — Однажды я показала ему эскизы мебельных произведений, посетовав, что не знаю, как это воплотить. «Так придумай», — ответил он, и я с помощью обивщика преобразила три стула в лебедей. На выставке посетители шарахались от них, не понимая «жанра» этих экспонатов и не зная, что с ними делать.

Беря за основу антикварную или просто старую мебель, Толомео дает ей новую жизнь. Для обивки художница использует нарочито «шикарные» материалы: бархат-вельвет-велюр, щедро украшенные люрексом и пайетками. Сознательно балансируя на грани китча, Карла не касается его.

Показательны сами названия. «Королевская розовая роза» — кушетка с огромным мясистым бутоном вместо спинки. Или — «Королевский размер»: здесь спинка, напротив, как бы гарцует перед нами, желая поразить габаритами и статью. Вместе с тем «мебельные скульптуры» трогательны красотой наивной, чистой. Соединяя масскультные и «гламурные» материи, Толомео создает удивительно гармоничные образы. Во всем чувствуется тепло женских рук: вышивка, аппликация, лоскутное «колдовство» — всё это художница любит и делает мастерски.

В этом «саду» чувствуешь себя как в декорациях к «Принцессе Грезе» или «Синей птице». Кстати, одна из самых запоминающихся работ — маленькая скульптура носорога с розовой головой: как и персонаж пьесы Метерлинка, это зверь конкретный и в то же время несуществующий. Театральность усиливают внешние средства: услаждающие слух звуки арфы, фиолетовое сукно на полу, огромные темные чехлы на люстрах, оттеняющие колористику Толомео.

Мебель как искусство

Вспоминается эпизод из «12 стульев» Леонида Гайдая. «Простым людям нечего делать на таких, с позволения сказать, кроватях», — рассказывает  дама-экскурсовод о роскошной «мёбели» былых времен. Работы художницы сложно представить и в советском интерьере, и в современном среднестатистическом жилище, они принадлежат звездам и монаршим особам.

Но в Шереметевском дворце выделили уголок, где можно использовать эту дивную мебель функционально, развалившись на пуфиках или диванчике авторства Толомео. Автор этих строк, например, так и сделал и, к своему удивлению, тут же погрузился в недолгий, но сладкий сон.

Выставка открыта до 21 мая 2017 года.

Прямой эфир