Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

Сверхпроводящие системы

Профессор Дмитрий Быков — о том, как проектный подход в обучении позволит вузам подготовить студентов к профессиям будущего
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Происходящие сегодня в системе высшего образования изменения ставят перед вузами кардинально новые вызовы. Процесс смены технологий и принципов производства идет столь быстро, что традиционные формы образования без заметных трансформаций в скором времени рискуют превратиться в рудимент. Работодатели и прежде просили выпускников забыть все то, чему их учили в вузе, однако сегодня устаревание программ происходит задолго до того, как студенты успевают его покинуть. Поэтому университетам уже недостаточно просто реагировать на запросы общества. Необходимо стать частью происходящих изменений.

С каждым годом выпускникам тоже становится сложнее. Еще недавно, покидая альма-матер, они могли хотя бы в общих чертах представить область своей будущей деятельности. Но перспективы становятся все туманнее. С течением времени неопределенность будет только нарастать: автоматизация и роботизация производств скоро вытеснят человека из многих процессов, оставив за ненадобностью большую часть специальностей. Для того чтобы нащупать тренды будущих изменений, вузам необходимо включать в традиционные образовательные программы те практики, которые позволят создавать новые компетенции, необходимые для интеграции в любую постоянно модифицирующуюся область.

Проектный подход в образовании родился на стыке философских и педагогических идей, которые исходили из известного посыла: продуктивность обучения заметно повышается в случае личной заинтересованности человека в практическом результате. Однако в случае участия в проекте нескольких лиц его эффективность может кратно увеличиться за счет синергии. Добиться такого эффекта позволяют определенные навыки и компетенции.

В современной управленческой концепции T-shaped people эта идея описана как сочетание узких знаний в какой-либо специализации (ее символизирует ножка буквы «T») и широкого набора инструментов («заложенных» в верхней части), которые отвечают за вопросы коммуникации, интеграции, за способность людей ориентироваться в информационном поле, реагировать на внешние вызовы, привлекать других к решению задач и так далее.

Коммуникация, являясь важной составляющей проектного подхода, обеспечивает его «сверхпроводимость». По мере выполнения проекта, как и у вещества, которое переходит в сверхпроводимое состояние, меняются параметры и свойства всех элементов. И сам проект, и его участники вынуждены постоянно адаптироваться к новым условиям, двигаясь вперед. Благодаря таким преобразованиям результат может оказаться самым неожиданным. 

Именно так и случаются прорывы. 

Используя в своей образовательной практике проектный подход, вузы увеличивают шансы сделать серьезный скачок вперед и получить тот самый сверхпотенциал, который отличает квантовый компьютер от обычной вычислительной техники.

В последнее время на фоне изменений в сфере высшего образования и появления системы рейтингов, которая стимулирует университеты конкурировать между собой, к проектному подходу обратились многие вузы страны. Используются самые разные практики — от обязательных индивидуальных проектов до работы в тесной связке с индустриальными партнерами. Внедряя проектный подход, вузы исходят из того, что в командной работе заложен больший потенциал как для самих участников, так и для проекта. 

На таких образовательных проектах готовятся не отдельные специалисты, а целые команды. В идеале «на выходе» такие рабочие группы должны стать готовыми технологическими компаниями.

Как известно, каждый элемент в сверхпроводниках способен одномоментно находиться в разных местах и ипостасях. Результат проектного подхода будет также заметен сразу во всех измерениях. Если вузы научатся формировать свои проекты в парадигме прогнозируемых трендов, то это позволит готовить специалистов не только для рынков настоящего, но и для рынков будущего, которое каждый раз будет наступать быстрее, чем мы думаем. Сегодня Национальная технологическая инициатива занимается формированием лидеров новых рынков к 2035 году, однако необходимость следующего форсайта возникнет еще быстрее. Выдерживать такие скорости смогут только сверхпроводящие системы.


Автор — ректор Самарского государственного технического университета (опорный университет Самарской области)


Читайте также
Прямой эфир