Происходящие сегодня в системе высшего образования изменения ставят перед вузами кардинально новые вызовы. Процесс смены технологий и принципов производства идет столь быстро, что традиционные формы образования без заметных трансформаций в скором времени рискуют превратиться в рудимент. Работодатели и прежде просили выпускников забыть все то, чему их учили в вузе, однако сегодня устаревание программ происходит задолго до того, как студенты успевают его покинуть. Поэтому университетам уже недостаточно просто реагировать на запросы общества. Необходимо стать частью происходящих изменений.
С каждым годом выпускникам тоже становится сложнее. Еще недавно, покидая альма-матер, они могли хотя бы в общих чертах представить область своей будущей деятельности. Но перспективы становятся все туманнее. С течением времени неопределенность будет только нарастать: автоматизация и роботизация производств скоро вытеснят человека из многих процессов, оставив за ненадобностью большую часть специальностей. Для того чтобы нащупать тренды будущих изменений, вузам необходимо включать в традиционные образовательные программы те практики, которые позволят создавать новые компетенции, необходимые для интеграции в любую постоянно модифицирующуюся область.
Проектный подход в образовании родился на стыке философских и педагогических идей, которые исходили из известного посыла: продуктивность обучения заметно повышается в случае личной заинтересованности человека в практическом результате. Однако в случае участия в проекте нескольких лиц его эффективность может кратно увеличиться за счет синергии. Добиться такого эффекта позволяют определенные навыки и компетенции.
В современной управленческой концепции T-shaped people эта идея описана как сочетание узких знаний в какой-либо специализации (ее символизирует ножка буквы «T») и широкого набора инструментов («заложенных» в верхней части), которые отвечают за вопросы коммуникации, интеграции, за способность людей ориентироваться в информационном поле, реагировать на внешние вызовы, привлекать других к решению задач и так далее.
Коммуникация, являясь важной составляющей проектного подхода, обеспечивает его «сверхпроводимость». По мере выполнения проекта, как и у вещества, которое переходит в сверхпроводимое состояние, меняются параметры и свойства всех элементов. И сам проект, и его участники вынуждены постоянно адаптироваться к новым условиям, двигаясь вперед. Благодаря таким преобразованиям результат может оказаться самым неожиданным.
Именно так и случаются прорывы.
Используя в своей образовательной практике проектный подход, вузы увеличивают шансы сделать серьезный скачок вперед и получить тот самый сверхпотенциал, который отличает квантовый компьютер от обычной вычислительной техники.
В последнее время на фоне изменений в сфере высшего образования и появления системы рейтингов, которая стимулирует университеты конкурировать между собой, к проектному подходу обратились многие вузы страны. Используются самые разные практики — от обязательных индивидуальных проектов до работы в тесной связке с индустриальными партнерами. Внедряя проектный подход, вузы исходят из того, что в командной работе заложен больший потенциал как для самих участников, так и для проекта.
На таких образовательных проектах готовятся не отдельные специалисты, а целые команды. В идеале «на выходе» такие рабочие группы должны стать готовыми технологическими компаниями.
Как известно, каждый элемент в сверхпроводниках способен одномоментно находиться в разных местах и ипостасях. Результат проектного подхода будет также заметен сразу во всех измерениях. Если вузы научатся формировать свои проекты в парадигме прогнозируемых трендов, то это позволит готовить специалистов не только для рынков настоящего, но и для рынков будущего, которое каждый раз будет наступать быстрее, чем мы думаем. Сегодня Национальная технологическая инициатива занимается формированием лидеров новых рынков к 2035 году, однако необходимость следующего форсайта возникнет еще быстрее. Выдерживать такие скорости смогут только сверхпроводящие системы.
Автор — ректор Самарского государственного технического университета (опорный университет Самарской области)