Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Губернатор Шумков сообщил о продвижении воды к Кургану
Мир
Росавиация сообщила о приостановке рейсов из РФ в Израиль, Иорданию и Ирак
Спорт
Гол и буллит Панарина помогли «Рейнджерс» победить «Айлендерс» в дерби НХЛ
Мир
Силы ПВО Иордании сбили несколько ракет Ирана
Происшествия
Очевидцы сообщили о пожаре в высотке на Котельнической набережной в Москве
Мир
В Иране сочли завершенным ответ Израилю
Мир
В Турции предрекли катастрофу для Европы в случае войны Ирана и Израиля
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил гаубицу М-777 на южнодонецком направлении
Общество
Синоптики спрогнозировали до +17 градусов в Москве 14 апреля
Спорт
Российские шахматистки Горячкина и Лагно сыграли вничью на турнире претенденток
Мир
ABC News назвал военные объекты Израиля целями атаки Ирана
Мир
Средства ПВО Сирии отразили атаку Израиля на международный аэропорт Дамаска
Происшествия
Два грузовых парома столкнулись на реке Волга в Татарстане
Общество
В Курганской области началась эвакуация в селах Кетовского округа из-за паводка
Мир
Генсек ООН осудил атаку Ирана на Израиль
Происшествия
Пять человек отравились угарным газом в жилом доме в Нижнем Новгороде

Сверхпроводящие системы

Профессор Дмитрий Быков — о том, как проектный подход в обучении позволит вузам подготовить студентов к профессиям будущего
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Происходящие сегодня в системе высшего образования изменения ставят перед вузами кардинально новые вызовы. Процесс смены технологий и принципов производства идет столь быстро, что традиционные формы образования без заметных трансформаций в скором времени рискуют превратиться в рудимент. Работодатели и прежде просили выпускников забыть все то, чему их учили в вузе, однако сегодня устаревание программ происходит задолго до того, как студенты успевают его покинуть. Поэтому университетам уже недостаточно просто реагировать на запросы общества. Необходимо стать частью происходящих изменений.

С каждым годом выпускникам тоже становится сложнее. Еще недавно, покидая альма-матер, они могли хотя бы в общих чертах представить область своей будущей деятельности. Но перспективы становятся все туманнее. С течением времени неопределенность будет только нарастать: автоматизация и роботизация производств скоро вытеснят человека из многих процессов, оставив за ненадобностью большую часть специальностей. Для того чтобы нащупать тренды будущих изменений, вузам необходимо включать в традиционные образовательные программы те практики, которые позволят создавать новые компетенции, необходимые для интеграции в любую постоянно модифицирующуюся область.

Проектный подход в образовании родился на стыке философских и педагогических идей, которые исходили из известного посыла: продуктивность обучения заметно повышается в случае личной заинтересованности человека в практическом результате. Однако в случае участия в проекте нескольких лиц его эффективность может кратно увеличиться за счет синергии. Добиться такого эффекта позволяют определенные навыки и компетенции.

В современной управленческой концепции T-shaped people эта идея описана как сочетание узких знаний в какой-либо специализации (ее символизирует ножка буквы «T») и широкого набора инструментов («заложенных» в верхней части), которые отвечают за вопросы коммуникации, интеграции, за способность людей ориентироваться в информационном поле, реагировать на внешние вызовы, привлекать других к решению задач и так далее.

Коммуникация, являясь важной составляющей проектного подхода, обеспечивает его «сверхпроводимость». По мере выполнения проекта, как и у вещества, которое переходит в сверхпроводимое состояние, меняются параметры и свойства всех элементов. И сам проект, и его участники вынуждены постоянно адаптироваться к новым условиям, двигаясь вперед. Благодаря таким преобразованиям результат может оказаться самым неожиданным. 

Именно так и случаются прорывы. 

Используя в своей образовательной практике проектный подход, вузы увеличивают шансы сделать серьезный скачок вперед и получить тот самый сверхпотенциал, который отличает квантовый компьютер от обычной вычислительной техники.

В последнее время на фоне изменений в сфере высшего образования и появления системы рейтингов, которая стимулирует университеты конкурировать между собой, к проектному подходу обратились многие вузы страны. Используются самые разные практики — от обязательных индивидуальных проектов до работы в тесной связке с индустриальными партнерами. Внедряя проектный подход, вузы исходят из того, что в командной работе заложен больший потенциал как для самих участников, так и для проекта. 

На таких образовательных проектах готовятся не отдельные специалисты, а целые команды. В идеале «на выходе» такие рабочие группы должны стать готовыми технологическими компаниями.

Как известно, каждый элемент в сверхпроводниках способен одномоментно находиться в разных местах и ипостасях. Результат проектного подхода будет также заметен сразу во всех измерениях. Если вузы научатся формировать свои проекты в парадигме прогнозируемых трендов, то это позволит готовить специалистов не только для рынков настоящего, но и для рынков будущего, которое каждый раз будет наступать быстрее, чем мы думаем. Сегодня Национальная технологическая инициатива занимается формированием лидеров новых рынков к 2035 году, однако необходимость следующего форсайта возникнет еще быстрее. Выдерживать такие скорости смогут только сверхпроводящие системы.


Автор — ректор Самарского государственного технического университета (опорный университет Самарской области)


Прямой эфир