Новый орган назовут «Росалкогольтабакрегулирование»
Росалкогольрегулирование (РАР) подготовило проект указа президента о преобразовании службы в Росалкогольтабакрегулирование (сокращенный вариант, предположительно, РАТР). Участники рынка не видят смысла в создании системы контроля табачной отрасли, а именно этим собирается заняться обновленное ведомство.
Чиновники РАР написали проект указа президента с заголовком «Вопросы регулирования алкогольного и табачного рынков» (копия есть в распоряжении «Известий»). Из него следует, что служба по регулированию алкогольного рынка преобразуется в службу по регулированию алкогольного и табачного рынков. На нее возлагаются «функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере». Документ еще не направлен на согласование в ведомства, уточнил источник «Известий».
В РАР воздержались от комментариев.
Из проекта указа также следует, что выработка и реализация госполитики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере производства и оборота табачной продукции передаются Минфину (ранее эти вопросы были в компетенции Минсельхоза). В ходе работы над реорганизацией правительству еще предстоит уточнить функции, возложенные на новую службу и Минфин, а также установить предельную численность и фонд оплаты труда работников РАТР, подчеркивается в проекте указа.
В пояснительной записке к нему говорится, что документ разработан в рамках реализации поручения правительства от 21 февраля и выполнения указания президента от 16 февраля — в тот день состоялась встреча президента Владимира Путина с вице-премьером Александром Хлопониным. На ней президент поставил резолюцию «Согласен» на письме с предложением вице-премьера передать вопросы госрегулирования табачной отрасли от Минсельхоза Минфину, а РАР наделить полномочиями по контролю за производством и оборотом табачной продукции.
Как говорилось в письме Александра Хлопонина (копия есть у «Известий»), для реформы есть как минимум три причины. Во-первых, рост акцизов на табачную продукцию в России и отсутствие единой акцизной политики в ее отношении в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что создает условия для увеличения нелегального оборота контрафактных и контрабандных табачных изделий. Александр Хлопонин указывал, что производство и оборот незаконного табака приводят к потерям бюджета. По его данным, за 2012–2016 годы они составили 105 млрд рублей, из них около 20 млрд рублей в 2014 году и около 50 млрд рублей — в 2015-м. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления от табачных акцизов в 2014 и 2015 годах составили 314 млрд рублей и 379 млрд рублей соответственно.
Во-вторых, как написал Александр Хлопонин, отсутствует компетентное ведомство, занимающееся исключительно курированием табачной отрасли. Сейчас ее регулирование делят Минсельхоз, Минздрав, Минпромторг, МВД, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор.
В-третьих, опыт мировых практик говорит о централизации госрегулирования табачной и алкогольной отраслей. Например, в США это Бюро налогообложения и торговли алкогольной и табачной продукцией, находящееся в ведении министерства финансов, указал вице-премьер.
Александр Хлопонин подчеркнул в письме, что одной из форм учета и дальнейшего контроля табачной отрасли может стать фиксация информации в единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС) — учитывая, что сигареты по аналогии с алкоголем маркируются акцизными и специальными марками. Значительных затрат на реализацию идеи не требуется: торговлю табачными изделиями осуществляют около 350 тыс. торговых точек, при этом 220 тыс. объектов розничной торговли алкогольной продукцией уже подключены к ЕГАИС, отмечено в письме. Из документов правительства следует, что реализация указанных мер позволит уже к 2020 году достичь стабилизации ситуации на табачном рынке.
В аппарате Александра Хлопонина уточнили, что ведомства должны представить проект доклада президенту (и проект указа президента) в конце марта.
Глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин подчеркнул, что правительство по-прежнему рассматривает две схемы контроля в табачной отрасли: введение системы ЕГАИС либо маркировка продукции по аналогии с чипированием в меховой отрасли.
Заместитель гендиректора по связям с госорганами Imperial Tobacco Sales and Marketing Андрей Рогов отметил, что «производитель и потребитель незаконной продукции находятся вне официальной информационной системы отслеживания, поэтому эффективность ее введения с точки зрения борьбы с контрафактом не вполне очевидна».
В Минфине от комментариев воздержались.