Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Клиентам расскажут всю правду

Центробанк проверит, как банки разъясняют вкладчикам нюансы дополнительных инвестиций
0
Клиентам расскажут всю правду
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ЦБ в ближайшее время проверит, как банки разъясняют клиентам смысл дополнительных услуг, предлагаемых при оформлении вкладов. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе регулятора. Кредитные организации нередко «в нагрузку» к депозиту навязывают клиентам дополнительные продукты.

Регулятор рекомендовал банкам разъяснять смысл дополнительных услуг, предлагаемых при оформлении вкладов. 27 февраля ЦБ выпустил информационное письмо, где призвал кредитные организации информировать граждан (под подпись) о том, что за продукт в дополнение к вкладу ему предлагается, какие риски он несет, кто является поставщиком услуги — банк или сторонняя организация по агентскому соглашению, будут ли инвестированные средства застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Эти сведения должны быть включены в специальную форму, которую клиент должен заполнить непосредственно перед тем, как согласится инвестировать в альтернативный вкладу продукт. При этом сам процесс подписания формы должен быть зафиксирован на аудио и видео.

В пресс-службе Центробанка сообщили «Известиям», что в ближайшее время собираются проверить, как банки выполнили эту рекомендацию. Официальные представители регулятора пояснили, что банки не в полной мере информируют население о рисках и особенностях размещения средств в финансовые инструменты, альтернативные вкладам. Собеседники выразили надежду, «что необходимые меры будут приняты банками в самое ближайшее время». В пресс-службе ЦБ уточнили, что по результатам проверок и анализа жалоб клиентов «может быть рассмотрен вопрос о подготовке изменений в законодательство». То есть рекомендация регулятора может стать для банков обязанностью.

— В Банк России поступают жалобы от граждан на то, что при обращении в банк для открытия или продления вклада им настойчиво, а иногда безальтернативно предлагается разместить средства на финансовом рынке иным путем, — пояснили официальные представители ЦБ. — В частности, жалуются, что по рекомендации консультанта банка заключили договоры инвестиционного страхования, договоры брокерского обслуживания либо доверительного управления с аффилированными с банками организациями, что впоследствии привело к финансовым потерям.

Представители ЦБ уточнили, что граждане обращаются в ЦБ, получив отказ в компенсации от Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Клиенты отмечают, что при подписании договора с банком их не предупреждали о том, что инвестиции не страхуются государством. Случаи навязывания инвестиционных продуктов при оформлении вкладов, в частности, наблюдались в ВУЗ-банке и Татфондбанке. В первом случае вкладчики без их ведома стали клиентами ФК «Лайф». Компания обанкротилась, банк отказался отвечать по ее обязательствам. Вкладчики Татфондбанка стали клиентами его дочерней компании «ТФБ-финанс» без права на страховое возмещение.

Директор департамента развития частного банковского бизнеса Абсолют-банка Евгений Сафонов отметил, что новация поможет обратить внимание клиентов, не обладающих необходимыми финансовыми знаниями, на возможные риски потери инвестиционного дохода или инвестируемого капитала, а значит, избежать заблуждений.

По словам Евгения Сафонова, в Абсолют-банке стартовала работа по выполнению рекомендации ЦБ: юристы разрабатывают понятный вариант формы для граждан. Аналогичная работа идет в ВТБ. Как пояснили в пресс-службе ВТБ, меры ЦБ позволят сократить размещение средств населения в банках с высокорискованной кредитной политикой. По словам вице-президента СМП-банка Романа Цивинюка, подход ЦБ снизит потенциальные риски банка и вероятность возникновения ситуаций, когда человек не оценивает все последствия своего выбора и у него в дальнейшем возникают претензии. Представитель СМП-банка отметил, что клиенты, в свою очередь, будут защищены от возможных потерь и непредвиденных расходов.

Впрочем, ряд банкиров уверен, новация повысит операционные издержки банков и увеличит время обслуживания клиентов. Как пояснил представитель кредитной организации из топ-10, форма, которую разработал ЦБ для клиентов, чересчур сложна для понимания граждан, в ней слишком много нюансов — например, вкладчику нужно указать, что он в курсе, какую комиссию от инвестиций получит банк. По словам банкира, это не нужная для клиентов информация, никак не влияющая на сохранность их инвестиций.

Другой представитель банка из топ-10 считает, что расходы банков существенно повысит необходимость хранения аудио- и видеозаписей, где клиенты под подпись дают согласие, что им понятны все условия продукта. Банкам придется закупать видеокамеры, серверы для хранения материалов.

Как ранее сообщали «Известия», Центробанк увеличил обязательные сроки хранения банковских документов, что также может потребовать дополнительных площадей под архивы.

Прямой эфир