Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пакетный принцип

Внутренний туризм как точка роста экономики региона
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние 2,5 года туристи­ческий рынок России, ранее развивавшийся в основном как выездной, серьезно изме­нился: на фоне снизившего­ся числа турпоездок за рубеж продолжает расти внутренний туризм. В прошлом году число путешествующих по стране превысило 55 млн человек. По данным Ростуризма, озвучен­ным главой ведомства Олегом Сафоновым на конференции «Туризм в России: инвести­ции в будущее», прошедшей 15 февраля, число турпоездок по России растет уже на про­тяжении последних трех лет: в 2014 году оно выросло на 30%, в 2015-м — на 18%, в 2016-м — на 15%. В 2017 году прогнозиру­ется рост в 10%.

В тренде — бурно растущие курорты Краснодарского края и Крым, Алтайский край, Казань и конечно же Москва и Санкт-Петербург. Другие российские регионы также могут поймать птицу удачи за хвост, грамотно используя благоприятную конъ­юнктуру для развития внутрен­него туризма и выстраивая вза­имоотношения с крупнейшими туроператорами, ранее работав­шими только на выездных на­правлениях, а теперь активно прокладывающими новые тури­стические маршруты по России и внедряющими на внутреннем рынке новый для него продукт — пакетные туры. По мнению экс­пертов рынка, несмотря на ряд сдерживающих развитие вну­трироссийского туризма факто­ров (главные из которых — вы­сокая стоимость авиа- и желез­нодорожных билетов и нехватка недорогих качественных гости­ниц), потенциал для роста есть у многих регионов.

В настоящее время в Федераль­ной целевой программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въезд­ного туризма в РФ (2011–2018 гг.)» участвует 39 субъектов Федера­ции, на территории которых ве­дется строительство 52 турист­ско-рекреационных и автоту­ристских кластеров. 11 субъек­тов (республики Тыва, Бурятия, Чечня, Алтайский и Краснодар­ский края и другие) получили в 2016 году на развитие туристиче­ских объектов в рамках програм­мы 3,8 млрд рублей из федераль­ного бюджета.

Конечно, развитие региона как направления отдыха и путе­шествий дает импульс для роста экономики в целом: территория получает качественную инфра­структуру, которой могут поль­зоваться не только туристы, но и местные жители, создают­ся новые рабочие места, моло­дежь уже не стремится уехать в Москву, Питер и другие большие города, растут малый и средний бизнес.

Лидеры по приросту турпо­тока — Сочи и другие курор­ты Краснодарского края, Крым, Москва, превратившаяся в мощ­ную туристскую дестинацию (18 млн российских и иностран­ных туристов в 2016 году). Санкт-Петербург принял в прошлом году около 7 млн туристов, Крым — около 6 млн (рост — более 20%), Краснодарский край — более 15 млн (Сочи — 6,5 млн, Анапа — 4,5 млн, Новороссийск — 1 млн 100 тыс.), Алтайский край — по­рядка 2 млн человек.

ПОЧЕМУ В ТАИЛАНД — ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В КРЫМ

Нередко россияне сталкиваются с парадоксальной проблемой — путешествовать по стране об­ходится дороже, чем поехать за границу. Проблема особенно ак­туальна для жителей Урала, Си­бири и Дальнего Востока. По­лучается, что и поездом ехать, и самолетом лететь из Новоси­бирска, Владивостока или Ха­баровска в Симферополь, Анапу или Сочи дорого, людям дешевле и проще слетать в Таиланд, Ко­рею или на китайский Хайнань.

Ситуацию может спасти уве­личение чартерных авиа- и же­лезнодорожных рейсов внутри России. Это позволит снзить за­траты на транспорт на 20–30%, считает глава Ростуризма Олег Сафонов. РЖД уже два года ре­ализует с фирмами-партнера­ми проекты, связанные с отды­хом туристов на Черноморском побережье. Летом чартерные по­езда и вагоны из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов от­правляются в Анапу и Сочи.

Вторая серьезная проблема, тормозящая рост внутреннего туризма, — дефицит качествен­ных и при этом недорогих отелей, во многих регионах с гостинич­ным фондом дела обстоят плохо. Частных инвесторов привлечь в эту сферу непросто, но возмож­но, и придумывать что-то новое здесь не надо. Качественные объ­екты размещения, лечения и до­суга появятся в ближайшие годы там, где государство построит на средства федерального или мест­ного бюджета дороги, создаст ин­женерные коммуникации, счита­ют эксперты. Не случайно ведь и Сочи, и Крым стали такими попу­лярными у россиян: в регионах действует федеральная програм­ма — государство вкладывается в их развитие, что привлекает частные инвестиции, и появля­ются современные гостиницы и другие туристические объекты, предлагаются новые услуги. Так, сейчас прорабатывается запуск круизных программ, которые свяжут Сочи, Анапу, Ялту и Се­вастополь и которых до сих пор не было на российских черномор­ских курортах.

Статистика такова: в тех реги­онах, где реализуется федераль­ная программа, на рубль государ­ственных денег приходится 2,2–2,4 рубля привлеченных.

ДОРОГА И ОТДЫХ В ОДНОМ ПАКЕТЕ

Одним из важнейших стимулов роста внутреннего туризма ста­ло создание в 2015 году (впер­вые за всю новейшую историю российской туристической от­расли) конкурентоспособно­го отечественного турпродук­та — пакетных туров по России, включающих перелет, транс­фер, проживание, питание и экс­курсионные программы. Такие туры — комфортный и весьма выгодный вариант путешествий: путевка позволяет сэкономить от 30 до 50% затрат по сравнению с самостоятельной поездкой. По данным Ростуризма, в 2016 году доля турпакетов по России в об­щей структуре продаж крупных туроператоров составила 40%. Именно туроператоры, ранее ра­ботавшие на выездных направ­лениях («Библио-Глобус», «Пе­гас», Coral, TUI и другие), придя на внутренний рынок, начали ак­тивно продвигать пакетные туры на массовые направления, пре­жде всего — отдых на морских курортах (сейчас 15–20% от об­щего числа — пакетные туры). Растет доля пакетных туров на горнолыжные курорты Алтай­ского края и Северного Кавка­за, которые стремятся сделать круглогодичными. Природные возможности, созданные за по­следние годы гостиничные ком­плексы, горнолыжные и спортив­ные базы, спа-центры это позво­ляют. Туроператоры ищут воз­можности, чтобы генерировать стабильный турпоток из евро­пейской части страны на Ал­тай, в Бурятию, на Байкал, ведь если есть хороший поток, то бу­дет и хороший тариф. В Алтай­ском крае удалось создать при­влекательные условия для от­дыха, создав сеть санаториев «Курорт Белокуриха», работаю­щую по системе «все включено». Минеральные воды, горы и дев­ственная природа Алтая всегда манили туристов, но когда туро­ператор берет на себя все заботы по авиаперелету и трансферу, то конечно же спрос на такой тур­продукт возрастает.

Сейчас представители круп­ных туроператоров и региональ­ных властей, бизнеса прорабаты­вают возможность создания па­кетных туров на Дальний Восток (на Камчатку), где пока развит только индивидуальный туризм.

«Пакетные туры дают эконо­мию от 20% и более за счет уде­шевления авиаперевозки и ран­него бронирования мест разме­щения, — поясняет Юрий Барзы­кин, вице-президент Российского союза туриндустрии. — И в итоге потребитель получает пакетный туристический продукт — ком­плексную услугу, что более без­опасно для него и выгодно госу­дарству».

ПОЕЗДОМ ОТ БАЛТИКИ ДО БАЙКАЛА

Интересно, что РЖД продвига­ет свои пакетные туры — с пере­возкой на поездах. Путешествия на поездах — неустаревающая классика, и сегодня железнодо­рожные туры пользуются ста­бильным спросом и у россиян, и у иностранцев.

По словам генерального дирек­тора «РЖД Тур» Сергея Ильягу­ева, самый популярный продукт среди наших туристов — туры выходного дня. Первые поезда выходного дня появились лет во­семь назад, и сегодня они есть на многих направлениях (в форма­те отдельных вагонов или блоков мест в регулярном сообщении), из Москвы можно поехать на 1–2 выходных в Санкт-Петербург, Псков, Самару. «Теперь тур вы­ходного дня — это не столько по­езда, сколько конструкция отды­ха, при которой человек, эконо­мя на гостинице, имеет возмож­ность посетить какой-то не очень далекий город и провести там выходной день», — рассказыва­ет Сергей Ильягуев.

Железнодорожники актив­но участвуют в реализации про­ектов «Великий чайный путь» и «Серебряное ожерелье» при Ростуризме.

Еще одна уникальная «фиш­ка» — паровозные туры РЖД.

СНАЧАЛА К МОРЮ, ПОТОМ В МУЗЕЙ

В числе приоритетных ви­дов туризма, которые намере­ны развивать в стране в соот­ветствии со Стратегией разви­тия туризма в РФ на период до 2020 года, — оздоровительный, водный, детский и военно-па­триотический, экологический и активный, сельский и гастроно­мический, религиозный, аркти­ческий, промышленный и тех­нотуризм, спортивный и собы­тийный (в числе ближайших крупных событий, которые ак­тивизируют турпотоки вну­три страны и из-за рубежа, — XIX Всемирный фестиваль мо­лодежи и студентов-2017, чемпи­онат мира по футболу-2018).

Однако сконцентрироваться, по мнению экспертов, целесоо­бразнее на развитии морского и пляжного туризма (37% россиян едут в отпуск к морю), культур­но-познавательного (20% рос­сиян), делового (порядка 19%, включая MICE-туризм), спор­тивного и экстремального (9%) и лечебно-оздоровительного (9%). Именно последний сильно недоо­ценен и недоиспользован по сво­ему потенциалу.

ДА ЗДРАВСТВУЮТ ЛЕЧЕБНИЦЫ!

В санаторно-курортном лечении мы всегда были сильны. Уни­кальность российской системы не только в материальной базе и лечебных комплексах, распо­ложенных, как правило, в живо­писных, чистых природных зо­нах, в их возможностях для ле­чения, но и в кадрах, среди кото­рых 30–50% составляют врачи и средний медперсонал.

«Наличие лечебно-диагности­ческих услуг, большой выбор физиопроцедур, посещение вра­чей, расположение санаториев на морских курортах Сочи, Ана­пы, Геленджика, Крыма, субси­дирование авиаперевозок для молодежи и пенсионеров — кон­курентные преимущества са­наторно-курортного комплекса страны, которые позволяют ему активно развиваться. Рост оздо­ровительных поездок в среднем 10% в год, почти в два раза опе­режает темпы роста туризма в целом», — говорит Юрий Бар­зыкин.

Расходы россиян на оздоро­вительные услуги в среднем на 130% больше, чем на пляжные. Так что потенциал для роста в этом сегменте есть, но, чтобы его реализовать, и здесь необхо­димо внедрять модель пакетно­го отдыха.

Мнение эксперта

ЮРИЙ БАРЗЫКИН, вице-пре­зидент Российского союза туриндустрии, председатель комитета ТПП РФ по пред­принимательству в сфере туризма:

«В числе основных тенденций сегодня — расширение про­даж пакетных туров на вну­тренних направлениях, усиле­ние регионального развития и появление новых программ из российских регионов, разви­тие социального туризма (дет­ского, молодежного). Суще­ственно повысился спрос на качественные лечебно-оздо­ровительные, спа-услуги, на семейный отдых с детьми, рост в этих сегментах — 52%. Однако, чтобы туриндустрия развивалась дальше, нужна системная поддержка со сто­роны государства. Люди готовы ехать, но не готовы платить: затраты на транспорт могут составлять от 25 до 70% стоимости тура по России. В прошлом году общими уси­лиями представителей турин­дустрии и Минтранса РФ, авиакомпаний на внутрен­них направлениях удалось снизить среднюю стоимость авиабилета на 30% — до 8140 рублей в одном направ­лении. Но нужны не просто дешевые билеты, нужно целе­вое субсидирование пере­возок в составе внутрирос­сийских пакетных туров».

Прямой эфир

Загрузка...