Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лунгу назвал свое задержание в аэропорту «политическим терроризмом»
Мир
Захарова оценила признание Кирби в причастности к разработке «формулы мира» Зеленского
Мир
Минобороны Сирии сообщило о 10 пострадавших в результате авиаударов Израиля
Мир
Белый дом признал причастность к разработке киевской «формулы мира»
Общество
Министр Салогубова указала на отсутствие нарушений при проведении ЕГЭ в Воронеже
Общество
Путин поручил правительству утвердить графики догазификации СНТ к августу
Общество
В аэропорту Шереметьево паломница не попала на рейс из-за бутылки святой воды
Новости компаний
ВТБ запускает активную интеграцию розничных клиентов «Открытия»
Мир
Хуситы заявили об атаках на шесть коммерческих судов в акваториях трех морей
Мир
Сенатор США заявил об устаревшей военной инфраструктуре страны
Мир
Военный эксперт назвал признак участия Польши в конфликте на Украине
Общество
Путин подписал закон о немедленном освобождении тяжелобольных заключенных
Мир
Литва запретит импорт почти трех тысяч товаров из РФ и Белоруссии
Спорт
ФК «Барселона» назначил на пост главного тренера немца Ханси Флика
Интернет и технологии
ЕК объявила о создании офиса по искусственному интеллекту
Общество
В Общественной палате оценили идею введения новой ежегодной выплаты родителям
Мир
В Казахстане заявили о предотвращении двух терактов с начала года

Театр за границами возможностей

Путь на сцену для «особых» артистов стал проще
0
Театр за границами возможностей
Фото: Зоя Игумнова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России появилась театральная студия для людей с инвалидностью: «Инклюзион.Школа». Для преподавания в ней будут приглашаться педагоги из ведущих театральных вузов и киношкол. Кураторы смелого проекта уверены: у коллективов «особых» актеров — большое будущее.

Необходимость создания студии подтвердил успех первой российской постановки слепоглухих артистов — «Прикасаемые». После трех лет успешных показов на сцене Театра Наций спектакль отправляется в международные гастроли.

А началось всё с того, что фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» пригласил Евгения Миронова в свой попечительский совет. Народный артист и худрук Театра Наций, в свою очередь, предложил вывести подопечных фонда на сцену. 

— Женя позвал меня помочь ребятам почитать текст, — рассказала Ингеборга Дапкунайте. — Думали, попробуем, посмотрим, что получится. А в итоге собралась профессиональная команда. Режиссировал постановку Руслан Маликов, движением занимался Евгений Кулагин, сподвигнувший слепоглухих актеров танцевать на сцене. Мы показали эскиз спектакля на фестивале «Территория». И получили очень позитивные отклики.

После этого показа команда сделала в Театре Наций полноценный спектакль — «Прикасаемые». В нем слепоглухие артисты рассказывают свои истории: как лишились здоровья, как к этому относятся родные и окружающие, как они преодолели депрессию... Помимо них в постановке задействованы звезды: Анатолий Белый, Чулпан Хаматова, Алиса Фрейндлих, Елена Морозова, Ингеборга Дапкунайте и другие (состав каждый раз меняется).

На Западе подобные проекты существуют давно и успешно. Как считает советник по культуре посольства Испании в России Альваро де ла Рива, главное — создать справедливое и терпимое общество, где все люди равны. В жизни случаются разные обстоятельства, а талант, творчество и фантазия принадлежат не столько телу, сколько сознанию.

— Известный писатель Мигель де Сервантес был человеком с инвалидностью, — рассказал «Известиям» де ла Рива. — Он потерял руку на войне с Турцией, потом оказался в тюрьме. И в таком отчаянном положении он написал свою лучшую книгу. Это пример того, каких высот в культуре можно добиться вопреки всему, имея лишь желание.

Недавно в Москве прошел театральный фестиваль «Протеатр», посвященный спектаклям «особых» коллективов. В постановках были задействованы только непрофессиональные актеры. В том числе участвовали команды из Франции и Испании.

— Мы стараемся интегрировать людей с инвалидностью в общество: это касается трудоустройства, занятости, социальной жизни, транспорта. Но обеспечить им доступ к культуре — еще более важно. Они должны быть вовлечены в творческий процесс, как все остальные, — рассказал «Известиям» советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матье.

Аналогичный фестиваль — Unlimited («Неограниченные») — есть и в Лондоне. Однако его художественную составляющую отечественные специалисты оценивают скептически.

— Это можно было назвать перформансом, лекцией, театральным экспериментом, да чем угодно, но только не театром, — поделилась впечатлением продюсер театральных проектов фонда «Со-единение» Виктория Авдеева. — Там инклюзия в обществе настолько развита, что проблемы физического несовершенства никто не обсуждает. Со сцены поднимаются другие вопросы, например, женщина в инвалидной коляске рассуждает на тему эвтаназии. К этому уважительно относишься, но это не спектакль. Если его привезти к нам, люди будут вставать и уходить.

Однако даже при качественной художественной составляющей проблем у российского коллектива хватает. Спектакли инклюзивного театра не включены в репертуар ни одной сценической площадки. Получить гранты не удается, из бюджета их не финансируют. Есть сложности и с продажей билетов. Ситуация по-настоящему изменится только тогда, когда поменяется отношение к подобным людям. Но именно «особые» актеры могут здесь сыграть ключевую роль, напомнив обществу, что каждый человек талантлив по-своему.

Прямой эфир