«Эффект протестного рейтинга»: чего ждать от выборов в Германии
В воскресенье, 12 февраля, в Германии депутаты бундестага изберут нового президента страны. Основной кандидат на этот пост уже известен — им стал выдвинутый правящей коалицией Франк-Вальтер Штайнмайер, ранее возглавлявший внешнеполитическое ведомство.
Однако фигура президента в политической системе ФРГ выполняет скорее представительскую функцию. Основная борьба должна развернуться в сентябре этого года, когда в стране пройдут парламентские выборы. Именно тогда будут определены не только состав бундестага, но и новый канцлер ФРГ.
В феврале этого года Ангела Меркель официально выдвинула свою кандидатуру на пост канцлера от ХДС/ХСС. Ее главным конкурентом стал Мартин Шульц, кандидатуру которого выдвинула Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). С новым лидером партия социал-демократов начала набирать популярность у избирателей. Чем это может грозить действующему канцлеру и чего ждать от выборов в сентябре, «Известия» узнали у экспертов.
Что такое «большая» коалиция
Предыдущие федеральные выборы состоялись в Германии в 2013 году. По их итогам была сформирована правящая «большая» коалиция, в которую вошел блок Христианского-демократического союза и баварской партии, Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), а также Социал-демократическая партия (СДПГ). При этом больше всего голосов, 41,5%, набрал блок ХДС/ХСС, лидером которого является действующий канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Для блока это был лучший результат за 20 лет. Однако из-за того, что Свободная демократическая партия, с которой ХДС/ХСС сформировали коалицию изначально, не сумела пройти в парламент, партиям-победительницам не хватило пяти мест для получения большинства в бундестаге. В результате была сформирована новая, так называемая большая, коалиция с СДПГ, набравшей 25,7%.
Также в состав парламента входят Левая партия и Партия зеленых, набравшие 8,6% и 8,4% соответственно. Обе они примут участие в парламентских выборах 2017 года.
Меркель сдает позиции?
В преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в сентябре, популярность СДПГ у избирателей выросла. По данным немецких СМИ, на начало февраля этого года партию поддерживал 31% респондентов, в то время как ХДС/ХСС пользовались поддержкой 30% опрошенных.
Рост популярности партии во многом связан с выдвижением нового кандидата, Мартина Шульца, на пост канцлера, считает немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
— У Социал-демократической партии Германии (СДПГ) появился новый лидер, ранее неизвестный в широких кругах, — Мартин Шульц, политик, который на протяжении 20 лет не проживал на территории ФРГ. Народ испытывает жгучий интерес к незаурядным личностям со стороны, таким как Шульц, который дает надежду на то, что что-то поменяется. Поскольку многим гражданам надоел нынешний политический истеблишмент, — отмечает эксперт.
С тем, что популярность СДПГ объясняется личной популярностью Мартина Шульца, которая, в свою очередь, отражает потребность избирателей в обновлении политической сцены в стране, согласен и заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
— Сейчас можно наблюдать борьбу между двумя лидерами партий: Ангелой Меркель и Мартином Шульцем. Пока идет равная борьба, Шульц даже несколько опережает Меркель. Это эффект протестного рейтинга, поскольку электорат испытывает усталость от Ангелы Меркель, есть желание видеть нового лидера в партийно-политической сфере, — рассказывает он.
В то же время, по мнению Владислава Белова, текущие рейтинги вряд ли отражают реальную расстановку сил в долгосрочной перспективе.
Кто такой Мартин Шульц
Мартин Шульц пришел в политику в середине 1980-х годов, проработав перед этим несколько лет в немецких издательствах. В 1994 году он стал депутатом Европарламента, а в 2012 году возглавил его. Этот пост Шульц оставил в январе 2017-го. Вскоре после этого председатель СДПГ Зигмар Габриэль заявил, что не будет выдвигаться на пост канцлера, предложив вместо себя кандидатуру Мартина Шульца. Известно, что Шульц настроен по отношению к России и политике российских лидеров намного критичнее, чем сам Зигмар Габриэль.
Одним из главных факторов его популярности стала биография Шульца, поднявшегося к вершине, не имея к тому никаких предпосылок, считает Александр Рар.
—Его биография притягивает людей: некий простак, который не закончил даже среднюю школу, страдал алкоголизмом и сам излечился, поднялся наверх без каких-либо связей, добился всего своими собственными силами, — говорит эксперт.
Однако подобная популярность может оказаться недолговечной. Взгляды Шульца во многом совпадают с позицией Ангелы Меркель, которая к тому же по-прежнему пользуется достаточно высоким доверием у избирателей. Поэтому переход к конкретике в предвыборных речах может оказать решающее влияние.
— Ведь рано или поздно Шульц будет вынужден говорить конкретные вещи и выстраивать политику Германии, если станет канцлером. В этом отношении у него большая проблема, поскольку он практически ничем не отличается от Ангелы Меркель. Он говорит то же, что и она, а доверие к ней в Германии по-прежнему высокое, несмотря на кризис беженцев, — считает Александр Рар.
Похожую точку зрения в интервью «Известиям» ранее высказал член делегации Европарламента по отношениям с США и Канадой представитель Германии Бернд Кольмель.
— Мартин Шульц вызывает интерес, поскольку его стиль политики отличается от стиля Ангелы Меркель. Тем не менее позиция его партии (Социал-демократическая партия Германии. —«Известия») не сильно отличается от позиции нынешнего канцлера. В то время когда Мартин Шульц занимал пост председателя Европейского парламента, он, как и Ангела Меркель, выступал за централизацию и бюрократизацию ЕС. Таким образом, на мой взгляд, нет особой разницы, кто именно из них двоих станет следующим канцлером, — отметил тогда Кольмель.
О том, что рейтинги СДПГ могут «сдать», после того как на первый план выйдет не харизма лидеров, а политические программы партий, говорит и Владислав Белов.
— Думаю, позиции СДПГ будет постепенно ослабевать, когда дело дойдет до конкретной борьбы с лозунгами, плакатами и выдвижением программ. Однако у социал-демократов есть шансы достигнуть заветной планки в 30%, — считает Владислав Белов.
Стоит ли ждать новых альянсов
Лидерами парламентской гонки останутся блок Ангелы Меркель и СДПГ, считают оба эксперта. Главный вопрос будет заключаться в расстановке сил между ними: если ХДС/ХСС сохранят преимущество, то канцлером останется Ангела Меркель. В противном случае, если ХХДС/ХСС уступят СДПГ, канцлером станет Мартин Шульц.
— Второй вариант — всё поменяется, социал-демократы обгонят христианских демократов, Меркель придется уйти в отставку, а канцлером станет Шульц, — предполагает Александр Рар.
Вне зависимости от того, кто станет новым канцлером, в этой ситуации «большая» коалиция, вероятнее всего, сохранится в парламенте после выборов 2017 года. Однако значительный перевес в пользу одного из двух лидеров может привести к формированию нового союза.
Так, по мнению Александра Рара, в случае если перевес в пользу Меркель окажется значительным, она может сформировать коалицию с партией «зеленых». Кроме того, не исключен вариант формирования так называемой красно-зеленой коалиции, при котором СДПГ, набрав большее количество голосов, вместо ХДС/ХСС заключит союз с «Зелеными» и, возможно, Левой партией Германии.
Однако такой шанс появится у СДПГ только в случае, если каждая из этих двух партий наберет достаточное количество голосов, отмечает Владислав Белов. Кроме того, есть вероятность, что в состав парламента войдут новые политические объединения.
— Если у каждой будет около 10%, то у СДПГ есть блестящая возможность сформировать такую красно-зеленую коалицию. Если мест будет меньше, то вероятны другие комбинации, такие как ХДС/ХСС с «Зелеными» или же повторение «большой» коалиции. Также с высокой долей вероятности в бундестаг вернутся Свободная демократическая партия и звезда на политическом небосклоне — «Альтернатива для Германии». Такой расклад на сегодня, однако всё еще может измениться, — резюмировал эксперт.