Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Украинский беспилотник самолетного типа сбили над Белгородской областью
Армия
Российские войска за сутки улучшили положение на трех направлениях
Мир
ФСЭГ выразил неприятие внедрения потолков цен на газ
Мир
США впервые сбросили с воздуха гумпомощь жителям Газы
Общество
В Москве успешно протестировали систему электронного голосования
Мир
Королю Норвегии установили кардиостимулятор после госпитализации в Малайзии
Мир
Захарова заявила о шансе граждан ФРГ добиться от властей ответа по ситуации в стране
Мир
Лавров заявил об отсутствии серьезных предложений о переговорах с Украиной
Мир
Минобороны ФРГ подтвердило факт перехвата разговора об атаке на Крымский мост
Мир
В Литве начнут конфисковать автомобили с российскими номерами с 11 марта
Мир
МИД Франции предрек крупные финансовые потери ЕС при поражении Украины
Общество
Глобальный марафон «Знание. Первые» открыли на Всемирном фестивале молодежи
Мир
В Мадриде развесили карикатурные листовки с Зеленским против новой помощи Киеву
Общество
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
Общество
Более 10 тыс. человек за сутки подали заявки на участие в программе «Время героев»

Игорь Матвиенко: «Я наигрался в шоу-бизнес»

Композитор и продюсер — о кремлевских концертах «Любэ», оде пехотинцам и музыке к «Викингу»
0
Игорь Матвиенко: «Я наигрался в шоу-бизнес»
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из наиболее успешных российских продюсеров-композиторов Игорь Матвиенко готовится к праздничным сольным концертам своей главной группы — «Любэ», которые состоятся 23 и 24 февраля в «Крокус Сити Холле». За последние полгода имя маэстро было упомянуто, наверное, больше многих других деятелей искусства. Игорь Матвиенко запустил общественный проект «Жить», презентовал большую композиторскую работу в фильме «Викинг», которой занимался почти три года, и встал на защиту 24 тыс. авторов в споре вокруг Российского авторского общества.

— Московские концерты «Любэ» на сей раз приурочены не только к Дню защитника Отечества, но и к 60-летию Николая Расторгуева. Уже решил, что ему подаришь?

— Решил, но сказать пока не могу — сюрприз же должен быть. Разыскивал эту вещицу давно и повсюду — по аукционам в Америке, в Британии. В нашем возрасте уже многие вещи вроде яхт, часов, автомобилей — не так важны…

— Да, это у вас уже есть…

— Особо нет (смеется), но и не нужно. Ценности поменялись.

— Тогда поделись хотя бы подробностями предстоящих концертов. Чего там будет больше: пафоса и статусности или, наоборот, камерности, душевности?

— В них есть две составляющие. Во-первых, традиционный праздник 23 февраля, и это мы должны учитывать. Во-вторых, юбилей народного артиста, подразумевающий наличие гостей. У Николая, как и у меня, — людей скорее интровертных, круг друзей-артистов очень узок. Но и из него мы не всех сможем пригласить на сцену. Есть замечательные авторы и исполнители с лирическим, модным репертуаром, но праздник защитника Отечества требует гражданского и патриотического контента. И в зале будут важные гости, которые придут отмечать именно этот праздник. Поэтому программу мы подбирали соответствующую.

— В число «важных гостей» входят высокопоставленные кремлевские чиновники?

— Николай, конечно, приглашает кого-то из высоких руководителей. Он же общается с такими людьми. Но кто конкретно придет на этот раз, пока не могу сказать — такие вещи всегда выясняются в последний момент.

— Недавно появилось твое гуманистическое, можно сказать, пацифистское произведение «Жить», открывающееся строкой: «Как можно отнять жизнь?». Клип на эту песню набрал в интернете и социальных сетях больше 40 млн просмотров. Одновременно с премьерой песни начался социальный проект «Жить», о котором ты уже рассказывал «Известиям». И примерно в то же время ты сочинил гимн Сухопутных войск РФ «Вперед, пехота!». Как ты совмещаешь две такие, на мой взгляд, полярные темы?

— Да где же они полярные? Пехота страны существует для возможной обороны и защиты — это наша необходимая страховка, которая всегда должна быть наготове. Но спросите любого военного, хочет ли он войны — да не дай бог. Это ужас и кошмар. И я, даже не будучи военным, понимаю это очень хорошо. Но у войск должен быть свой гимн, потому что гимн — это ода защитнику, солдатам, проходящим службу. Это ода патриотизму. Я всё больше с годами становлюсь патриотом, чего в молодости не понимал до конца. Но тогда и другие времена были. Сомнений возникало больше в той же стране. Теперь всё иначе. Возможно, пришла некоторая мудрость и осознание того, что без любви к Родине ты ничего не стоишь.

Что касается проекта «Жить», для меня его успех стал неожиданным. Я писал песню как ответ на вопрос людей, которые по разным обстоятельствам оказались в сложных, иногда трагических ситуациях. Началось всё с трагедии над Синаем, но по мере развития замысла, общения с артистами я увидел, что такая идея необходима многим. Тем, кто пережил драму, нужна поддержка и рассказы о том, как другие преодолевали такие моменты.

— Как формировался список исполнителей в клипе «Жить»? Насколько это твой личный выбор?

— Процентов на семьдесят, конечно, личный, поскольку это моя инициатива и замысел. Поддержку проекту оказал «Первый канал» и лично Константин Эрнст — большое ему за это человеческое спасибо. Я считаю, что все те слова благодарности, которые мы получили на сайте ЖИТЬ.РФ, адресованы и ему, хотя формально Константин Львович, как говорится, в титрах не засветился.

— Есть те, к кому хотелось обратиться по поводу «Жить», но было априори понятно, что они откажутся?

— Нет, таких, конечно, не было. Случались разные недоразумения, когда из-за плотного графика не все артисты сумели поучаствовать и в записи песни, и в съемке клипа. Например, Валерий Сюткин спел свою строчку в песне и дал очень искреннее интервью для фильма о проекте, но в клип не попал. Или Дима Билан — пригласили, он согласился, но приехал на студию, перепутав день записи. А Кирилл Андреев из «Иванушек» спрашивал меня после, почему я его не пригласил, ведь в его жизни была настоящая трагедия и проект он понял, как говорится, с первых нот. Но мне показалось уж слишком навязчивым приглашать в проект всех артистов собственного продюсерского центра.

— Игорь, кроме творческой работы в прошлом году ты возглавил авторский совет РАО, вокруг которого сейчас столько конфликтов. Какова ситуация сейчас?

— В двух словах можно ответить, что у авторов «денег нет», потому что система сбора и распределения авторских выплат настолько непрозрачна во всех таких организациях, что биться за свои деньги авторы попросту не могут, а получают крохи при общих огромных сборах. После долгих разбирательств с моим выступлением в Думе, серии судебных тяжб, внутренних конфликтов один менеджмент сменился на другой, но будет ли это эффективно для авторов — вскоре увидим. Я свою позицию четко сформулировал и буду продолжать ее отстаивать и в РАО, и в других местах. РАО и вся система коллективного управления правами России должны контролироваться государством, а система выплат авторам должна быть понятной и прозрачной.

— Многие музыканты, композиторы, текстовики говорят, что это всё «сущие копейки» — не выплаты, а унижение, особенно для представителей старшего поколения. Но ты-то — человек обеспеченный. Тебе не всё равно? Не с «авторских» же живешь?

— Нет. Живу не на авторские. Но боролся-то я не за себя, а за более чем 20 тыс. авторов, для которых это — основной доход. Так как сам помню времена во второй половине 80-х, когда приходил в сберкассу и те 10–15 рублей, что поступали мне на счет в виде авторских, являлись суммой, на которую я жил. И сейчас так многие авторы живут. Поэтому еще раз повторюсь: буду и дальше свою позицию отстаивать, потому что уверен в своей правоте.

— Тебе, как композитору, продюсеру, как «немолодому человеку», еще интересно сегодня играть в историю под названием «открой новые имена»? Раскручивать их, готовить им репертуар?

— Если честно, я вообще уже в шоу-бизнес наигрался. Именно поэтому взялся за музыку к «Викингу», а сейчас ищу варианты реализации в других крупных формах. Хочется сочинять для хоров, оркестров, делать не трехминутные шлягеры, а произведения, исполняющиеся час. Возможно, мюзикл или что-то для театра. Еще сейчас серьезно изучаю русскую оперу.

— В случае с «Викингом» ты остался доволен результатом или просто порадовался поводу почитать историческую литературу?

— Я начал ее изучать еще до «Викинга». И Карамзина читал, и «Повесть временных лет». В детстве историей совсем не увлекался, не помню даже, какие отметки у меня были по этому предмету. А вот с годами заинтересовался и получаю большое наслаждение. Что касается фильма, то сначала мне вообще хотелось сделать нечто революционное. Казалось, что вся мировая киномузыка уже «заформатирована» хуже плей-листов любых поп-радиостанций. Думал, сделать саундтрек без единого инструмента, только на человеческих голосах. То есть с хорами, вокалистами, битбоксерами.

— А битбоксеров где бы искал? Jukebox trio?

— Я с ними даже переговорил на эту тему. Но потом подумал, что такой проект, наверное, придется готовить не два года, а лет пять. И мы с продюсерами пришли к тому, что мое предложение — скорее для авторского кино. А «Викинг» — это эпос. Для заинтересованных в музыкальной части фильма мы выпустили отдельный диск с саундтреком. Благодаря «Викингу» я приобрел совершенно новый для себя композиторский опыт, который надеюсь использовать в ближайшем будущем. К слову, сходил недавно на премьеру «Притяжения» Федора Бондарчука — музыка очень понравилась, начинаю совсем иначе теперь смотреть на большие формы.

— Совсем недавно тебе исполнилось 57. Как-то это отметил?

— В этом году без громких торжеств — все-таки не юбилей. Сейчас думаю о том, что надо успеть сделать до 60-летия. Амбициозные планы есть. Вот если они реализуются — будет что отпраздновать.

Прямой эфир