Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Теорию дополнили практикой

Московские научные институты начали массово обучать школьников в своих лабораториях
0
Теорию дополнили практикой
Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проект «Академический класс», запущенный департаментом образования Москвы и Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) направлен на решение системной проблемы школьного образования. Российские ученики пока еще побеждают на международных олимпиадах, но главным образом за счет теории. Экспериментальные работы — не самая сильная их сторона, поскольку нет соответствующей базы. Теперь же юные москвичи могут регулярно посещать лаборатории различных НИИ естественно-научного профиля, слушать лекции ученых непосредственно, а самое главное — самостоятельно проводить опыты и участвовать в научных экспериментах.

В проекте «Академический класс» пока участвуют десять школ, лицеев и гимназий. Со стороны ФАНО — Институт конструкторско-технологической информатики РАН, Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, Институт космических исследований РАН, ФНЦ Научно-исследовательский институт системных исследований РАН, Институт биоорганической химии РАН и другие. Всего 15 институтов по направлениям «биология», «биотехнология», «информатика», «материаловедение», «лазерные технологии», «астрономия», «оптика», «экология», «генетика», «фундаментальная химия».

Целями проекта называется организация научно-исследовательской и научно-практической деятельности учеников на базе НИИ а также «создание в образовательных организациях Москвы внутришкольных детских объединений в сфере естественных наук».

В пресс-службе ФАНО «Известиям» сказали, что в феврале школьники выступят с докладами в рамках международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития», а в марте–апреле примут участие в конференции «Наука для жизни».

Столичная школа №17 уже участвует в программе. Как рассказала «Известиям» ее директор Ксения Селиванова, сейчас в этом образовательном учреждении обучается 2,5 тыс. человек. Из них в «Академический класс» вошли 25 разновозрастных учеников 8–11 классов.

Директор гимназии №1552 Павел Пушкин рассказал, что давно стремился наладить сотрудничество с академическими институтами.

— Но довольно сложно было сделать так, чтобы их представители выступали в качестве консультантов при проведении научных работ нашими ребятами, — признался он. — Благодаря «Академическому классу» определен круг институтов, с кем мы могли бы попробовать подобное взаимодействие. Мы уже ведем переговоры с представителями ИБХ РАН и еще одним институтом.

Как Селиванова, так и Пушкин разделяют мнение о том, что российским школьникам хорошо дается теория, но ее еще нужно переводить в конкретные умения.

— Одно дело по телевизору посмотреть на какой-то эксперимент, и совсем другое, когда тебя водят по настоящим лабораториям, когда ученые приезжают непосредственно в школу, — отметил Пушкин.

— Безусловно, это один из тех проектов, который может помочь нашим школьникам успешно готовиться и выступать на олимпиадах, поскольку они будут иметь доступ к реально работающим лабораториям и возможность самим проводить эксперименты. Однако, на мой взгляд, это не самая главная ценность, которую могут дать школьникам образовательные проекты, — считает директор Института биоорганической химии (ИБХ РАН) Вадим Иванов. — Мы должны оставить на втором плане идею экономической эффективности обучения детей и уделить внимание пропаганде идеи, что занятие наукой — это одно из самых увлекательных занятий, которое придумало человечество.

Сотрудница института кандидат биологических наук Надежда Антипова, проводившая в рамках «Академического класса» экскурсию в одной из московских школ, говорит, что раньше с получением практических навыков было попроще.

— В моем детстве нас знакомили по мере возможности с тем, как проводить тонкослойную хроматографию и ставить цветные реакции, благодаря выездным школам ученики знали кое-что из молекулярной кухни, — говорит она.

Надежда Антипова считает, что этот вопрос очень важен и в плане профориентации. Если повар или доктор — это «интуитивно понятные профессии», то химию или биохимию в возрасте средней школы нужно увидеть и попробовать самому, чтобы решиться стать ученым.

— До сих пор ситуацию спасали только специальные кружки, но они проводятся не систематически, к тому же родители нанимают множество репетиторов, и у ребенка не остается свободного времени, — пояснила она.

В пресс-службе департамента образования Москвы «Известиям» сказали, что помимо «Академического класса» в январе в столице стартовали и «Академические субботы для учителей», где лекции маститых ученых слушают уже педагоги.

Прямой эфир