Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Вспомните свое студенческое время: общагу, пары, сессии. У многих из нас это были самые интересные, насыщенные годы. Надо было и учиться, и начинать семейную жизнь, и успевать выполнить общественную работу... При этом для того, чтобы учиться, надо было часами сидеть в библиотеках, предварительно заказав нужную литературу. И писать все работы от руки, перепечатывая потом идеальный вариант курсовых и диплома. И для встреч с друзьями надо было созваниваться предварительно, приходить вовремя. Не говоря уже о том, как сложно было собрать команду просто поиграть в футбол. У нас не было интернета, компьютеров, смартфонов, копировальной техники. Нам приходилось запоминать огромное количество информации.

Когда сейчас я слышу, что раньше студенты были лучше, я всегда готов подискутировать — не «лучше», а «другие». Сейчас у молодежи больше возможностей для получения различной информации. Им необязательно ехать в библиотеку, чтобы прочитать статью, или сидеть на лекции, чтобы послушать выступление профессора. Им достаточно с любого устройства зайти в интернет и найти нужный ресурс. Если что-то забыл — посмотри, если опаздываешь — позвони, хочешь собрать команду — создай группу в соцсетях. И если раньше для педагогов важно было сначала передать знания, а потом сформировать умения и автоматизировать навыки, то сейчас доступ к информации стал настолько прост, что у студента порой этой информации бывает больше, чем нужно. И тут важно научить ее анализировать и правильно использовать во благо дела. Во главе педагогических усилий ставится формирование у студентов компетенции — способности творчески применять знания на практике, усовершенствовать приобретенные навыки.

Конечно, это не отвергает того факта, что многие вещи все-таки надо знать наизусть — это и формулы, и культурологические факты, и основные понятия...

В этом отношении очень показательны иностранные студенты, которые приезжают из стран, в чем-то не столь развитых, как Россия. Обычно они очень мотивированы на получение профессии. Им приходится усваивать огромное количество новой информации, которую им по тем или иным причинам не дали в школе. При этом абсолютное большинство учится на непростом русском языке. Как ректор РУДН, могу с полной уверенностью заявить — в библиотеку иностранный студент ходит гораздо чаще студента из России.

Однако одной зубрежки «на пятерку» и умения загрузить нужную страницу в браузере недостаточно. И современного студента-математика нельзя обвинять в том, что он не помнит некоторые факты из школьной программы по биологии. Если надо — он их быстро освежит, пару раз кликнув мышкой. Для профессионалов важно уметь правильно анализировать информацию и грамотно применять ее на практике. Что толку от того, что ты знаешь, как оценивать фьючерсы на товары, если ты этим не пользуешься во благо своей компании? Это все равно что знать рецепт замечательного блюда, но совершенно не уметь готовить.

И студенты готовы практиковаться, им важно пробовать свои силы. Сейчас мы видим настоящий бум на стажировки, волонтерские проекты, молодежные офисы. В РУДН недавно спроектировали, собрали средства и построили в детском доме села Ляхи Владимирской области прекрасную спортивную площадку. А студенты медицинского института, у которых учеба и так занимает весь день, помогают в рамках проекта «Волонтеры-медики». Просто так, бесплатно.

Сейчас мало учиться на одни пятерки. Надо учиться быть лидером — старостой группы, капитаном спортивной сборной, солистом коллектива, главой научного кружка. В условиях массового образования новое поколение формируется в постоянной конкуренции. А это значит — после занятий нельзя просто сидеть в телефоне или смотреть сериалы. Это постоянное саморазвитие: иностранные языки, олимпиады, соревнования, конкурсы. У современных студентов есть потрясающие способности к творчеству, и не только в плане спорта, танцев или вокала. У многих из них есть свойство пробовать что-то новое в своем деле. Не всегда это «как надо», чаще это «а вот так можно?». Не стану говорить здесь о том, как влияют на сознание молодежи компьютерные игры, где можно сохраниться и в случае неудачи начать заново. Однако подход «по-другому» часто дает очень любопытные результаты, которые в большом мире оформляются в инновационные предприятия, изобретения, научные школы... А в целом — в успех. Как говорят, швея и кутюрье — это одна и та же профессия, различие только в творческом подходе.

Убежден, что современное студенчество не глупее и не хуже студентов предыдущих поколений. Просто, они с рождения находятся в других условиях и поэтому — другие. Да, им сложнее зубрить. Да, они не всегда действуют по правилам. Зато они быстрее анализируют, они многофункциональнее, они креативнее. Конечно, не все и не каждый. Однако в целом у них очень светлые головы, и я надеюсь, что то, что мы в них вкладываем, сделает наше будущее прочнее. Надо только помочь им сделать первые правильные шаги.

Автор — председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России

Прямой эфир