Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Русский бас испанского короля

Ильдар Абдразаков стал главной звездой мюнхенской постановки «Дон Карлоса»
Русский бас испанского короля
Фото: Ильдар Абдразаков
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

В столице Баварии показали оперу Верди «Дон Карлос», одну из главных партий в которой исполнил российский бас Ильдар Абдразаков, полтора месяца назад блеснувший в образе испанского короля Филиппа II в Большом театре. Чопорная мюнхенская публика принимала певца не менее восторженно, чем наши соотечественники, а билеты были распроданы еще за месяц до представления.

Ильдар Абдразаков — один из самых известных басов мира. Двукратный обладатель премии Grammy сегодня поет на крупнейших сценах — в Метрополитен-опере, Парижской опере и Королевской опере Великобритании. Сам вокалист называет свой голос basso cantabile — лирический бас. В справедливости этого определения баварские меломаны смогли убедиться лично, а заодно — сравнить талант певца с его предшественниками.

«Дон Карлос» в постановке Юргена Розе живет на этой сцене уже более 15 лет. Что, безусловно, наложило на спектакль тень легкой усталости. Руководство театра пыталось дать ему новую жизнь в 2012 году, пригласив звездных исполнителей: Йонас Кауфман выступил в титульной роли, Аня Хартерос сыграла Елизавету, а Рене Папе — короля Филиппа. В составе 2017 года Ильдару Абдразакову пришлось не только нести звание испанского монарха, но и стать главной приманкой для зрителей.

Русский бас испанского короля​​​​​​​

И этот ход сработал. Строгая немецкая публика взрывалась аплодисментами на выходах Филиппа II — Абдразакова, который покорял зал своей царственностью. Его подача партии была яркой и точной, звук — мощным, но в то же время безупречно управляемым. Это был король, перед которым хотелось преклонять голову, которому хотелось сопереживать.

Однако гармонии с партнерами у певца, увы, не сложилось. Почти комический, гротескный образ Елизаветы Валуа достался американской певице Тамаре Вилсон. Нельзя сказать, что она пела блекло и в ее голосе отсутствовали лирические краски — воспоминания королевы о любимой Франции в арии Tu che le vanità прозвучали трогательно и выразительно. Да и исполнитель партии Дона Карлоса старался: северокорейский тенор Йонг Хун Ли имеет в своем творческом багаже выступления в Метрополитен-опере вместе с Анной Нетребко и Дмитрием Хворостовским, и неопытным его никак не назовешь. Но поверить в любовный треугольник (Дон Карлос — Елизавета — Филипп II) так и не удалось.

Благо, Юрген Розе не стал целиком полагаться на актерскую харизму и обогатил действие эффектным режиссерским решением — сценами страстей Христовых в исполнении артистов миманса. Нагих грешников в окружении более чем двух сотен человек хора «сожгли» на костре. Возглавлял процессию Великий инквизитор (Гюнтер Гройсбек), который, как и положено властителю мира, не появился ни на одной репетиции, но вполне справился со своей задачей.

И всё же, несмотря на пластичность образов и невероятный мелодизм творения Джузеппе Верди, про себя отмечаешь: таких больших артистов, как Абдразаков, лучше слушать в культовых спектаклях — как, например, «Князь Игорь» Бородина. К слову, премьера оперы в постановке Дмитрия Чернякова с участием отечественного баса состоится уже в феврале этого года в Национальной опере Амстердама.

Прямой эфир