Cолнечный зайчик снова в седле
В городке Парк-сити американского штата Юта открылся кинофестиваль «Санденс» — событие, на мой взгляд, для культуры (не только американской) не менее, а возможно, и более важное, чем смена президентов.
Этот фестиваль был основан более 30 лет назад голливудским актером Робертом Редфордом, который тогда был в зените славы и, казалось, ни в чем не нуждался. Само название фестиваля носит на себе отпечаток его успешной карьеры. Sundance — буквально «солнечный танец», а на самом деле «солнечный зайчик» — прозвище его героя в знаменитом гангстерском вестерне «Буч Кэссиди и Санденс Кид».
Постаревший, но всё столь же энергичный «малыш Санденс» и был главным героем первой пресс-конференции фестиваля, где если и говорил о политике, то лишь в связи со снижением финансирования Национального фонда поддержки искусств.
Конечно, журналисты пытались задавать вопросы о Трампе. Поводом для этого было участие Редфорда в фильме «Вся президентская рать», где актер сыграл одного из журналистов, ставших инициаторами «Уотергейта», — скандала, который привел к отставке президента Никсона. Но сейчас Редфорд и его коллега директор фестиваля Джон Купер отводили все политические вопросы, подчеркивая, что здесь, среди снежных гор и каньонов, которыми знаменит штат Юта, речь идет не о политике и даже не об индустрии развлечений, как в солнечной Калифорнии, а о кино как искусстве. Именно с целью поддержки независимого американского кино Редфорд и основал этот некогда маленький фестиваль.
Отвечая на вопрос, не собираются ли организаторы переносить ныне разросшийся фестиваль в другое место, актер признался: «Вначале мы сомневались, приедет ли сюда вообще кто-нибудь». Сегодня «Санденс» — не только фестиваль, но и одноименный институт — стали своеобразной Меккой независимого экранного творчества. Кредо этого уникального проекта: «Санденс верит в сильные независимые голоса. Мы верим в истории, которые бросают вызов ожиданиям и изменяют жизнь людей».
В прессе высказывались сомнения, не повлияет ли трансляция церемонии инаугурации на посещаемость фестивальных мероприятий? На утро 20-го числа было запланировано по меньшей мере шесть премьерных показов фильмов, но недостатка в зрителях не было. По остроумному замечанию корреспондента одной газеты, если кто-то и смотрел репортаж из Вашингтона, то делал это в тиши своих квартир или номеров в отеле.
Главным событием начала фестиваля стала премьера фильма «Неудобное продолжение: правда власти». Это новая серия документального исследования Альберта Гора (некогда проигравшего выборы Джорджу Бушу) о судьбах его проекта по замедлению потепления климата на земном шаре. Показ собрал более тысячи зрителей в главном зале фестиваля, кинотеатре «Экклс», а когда появился сам автор, аудитория приветствовала его овацией стоя.
После поражения на выборах Гор заявил о том, что уходит из политики. Здесь создавалось ощущения, что многие хотели бы, чтобы он вернулся. В своем выступлении Гор, как и Редфорд, от комментариев по этому поводу воздержался.
Теперь фестиваль вошел в обычное русло. Впереди — череда кинопоказов и встречи с авторами фильмов. Главное для киноведов и простых зрителей — не упустить сенсацию завтрашнего дня. Ведь именно на «Санденсе» я несколько лет назад открыл для себя Даниэля Шазелля и его «Одержимость» и даже пытался убедить режиссера дать фильм на европейскую премьеру на Московский кинофестиваль (правда, безуспешно — победили Канны). Теперь «Ла Ла Ленд» Шазелля — основной фаворит «Оскара»...