К коллекторам пришли приставы
Одним из первых, кто пожаловался на коллекторов в Федеральную службу судебных приставов в нынешнем году, стал 87-летний ветеран войны из Иркутской области. Старика донимали взыскатели, несмотря на то что никакого долга у него не было. Ветеран воспользовался правом, которое ему дает закон о коллекторах, действующий с 1 января этого года. Всего в ФССП пришло несколько десятков обращений, связанных с новым законом. Еще 120 граждан обратились в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
В соответствии законом «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» количество контактов взыскателя с должником ограничивается до одного раза в сутки. Воздействовать на должника могут только агентства, вошедшие в государственный реестр, который формирует Федеральная служба судебных приставов. ФССП также принимает жалобы от граждан и может исключить коллекторское агентство из реестра.
В пресс-службе ФССП «Известиям» рассказали, что с 1 января в государственный реестр внесены сведения о 33 юридических лицах. Но этот перечень не окончательный, коллекторские агентства в него будут постоянно добавляться или, напротив, удаляться из него. Реестр размещен на сайте службы, и в любое время можно проверить, имеет ли право тот или иной коллектор взыскивать просроченную задолженность.
Президент НАПКА Алексей Саватюгин рассказал «Известиям», что на конец 2016 года в стране работали от 600 до 800 профессиональных коллекторских агентств. Всего, по его оценкам, в реестр войдет 80–100 из них. Многократное сокращение количество игроков приведет к укрупнению коллекторских агентств. Мелкие организации уйдут, что сократит количество недобросовестных коллекторов на рынке.
— Подавляющее большинство лидеров уже находятся в реестре, на них приходится 75% рынка. Причем 26 организаций из 33 — это члены НАПКА, — сказал Алексей Саватюгин.
По его словам, с 1 января в ассоциацию поступило 120 обращений граждан. Многие из них касаются разъяснения законодательства. Часто должники не согласны с условиями договора и суммой начисленного штрафа. Нередко поступают и жалобы от людей, которых сборщики долгов беспокоили по ошибке. Примерно такое же количество жалоб НАПКА получила и в начале 2016 года.
— Лишь четверть обращений, поступивших к нам с начала года, была связана с тем, что коллекторы звонили слишком часто или не в то время. Из этого количества совсем небольшая часть касалась хамского поведения, угроз или запугивания, — сказал Алексей Саватюгин. По его словам, большинство коллекторов стараются работать в рамках закона, однако это непросто из-за многочисленных лакун.
— Например, коллектор не может выходить на контакт с должников чаще одного раза в сутки. Но что такое контакт? Если коллектор не успел донести информацию о долге, потому что должник попросил перезвонить или просто бросил трубку, то контакт был или нет? И это только один из многочисленных моментов, которые сейчас не прописаны. Закон очень сырой, и я уверен, что его придется менять уже в этом году, — рассказал президент НАПКА.
В ФССП «Известиям» сообщили, что в центральный аппарат службы с начала года поступило несколько десятков обращений, связанных с коллекторской деятельностью. Одни связаны с разъяснением законодательства, другие — с возможными нарушениями прав граждан.
— В зависимости от сути обращения принимаются различные решения. Например, первым обратившимся к судебным приставам Иркутской области с претензией к работе коллекторов стал 87-летний ветеран Великой Отечественной войны. Специалисты незамедлительно провели проверку и приняли меры. Коллекторская организация удалила из своей базы данных сведения о телефоне ветерана, не являющегося должником, — рассказали в пресс-службе ФССП.
Однако антиколлекторы не заметили, что со вступлением в силу закона граждане стали более защищены от недобросовестных коллекторов. По словам генерального директора антиколлекторского агентства Вадима Головацкого, не все вошедшие в реестр взыскатели соблюдают ограничения по количеству контактов с должниками.
— У меня есть клиент, который получает по 18–20 звонков и SMS-сообщений в день от агентства. А оно одним из первых вошло в реестр ФССП, — рассказал он. По его мнению, жалоба в службу судебных приставов не гарантирует, что человека перестанут донимать по телефону, поэтому проще всего сменить номер.
— Вышибалы долгов покупают активированные SIM-карты без данных владельца, чтобы не было возможности определить, кто именно звонил, и терроризируют людей, — добавил Вадим Головацкий.