Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Матвиенко выразила надежду на здравый смысл у властей Молдавии
Политика
Путин заявил об отсутствии у РФ планов по размещению ядерного оружия в космосе
Армия
ВС России за неделю нанесли 23 групповых удара по объектам ВПК Украины
Армия
МО РФ сообщило об отражении 18 атак ВСУ на донецком направлении за неделю
Мир
Трамп назвал имена возможных кандидатов в вице-президенты США
Политика
В Кремле оценили статью в WSJ об условиях мирного договора Москвы и Киева
Мир
Песков назвал безответственными слова главы Пентагона Остина о войне НАТО с РФ
Мир
Захарова указала на непоследовательность заявлений президента Франции Макрона
Общество
Песков рассказал о соболезнованиях Путина семье Рыжкова
Мир
Посол РФ указал на замороженный статус отношений России и Франции
Политика
В Кремле назвали послание Путина планом развития страны
Экономика
ЦБ РФ предложил налоговые послабления для стимулирования IPO компаний
Армия
В Кремле раскрыли подробности программы для участников СВО «Время героев»
Мир
Начальник штаба армии США отметил успехи оборонной промышленности РФ
Мир
Финляндия договорилась с США о поставках авиабомб на более чем $96 млн

«Культура определяет политику»: яркие цитаты Андрея Кончаловского

В день выхода драмы «Рай», которая представит Россию на премии «Оскар», «Известия» вспомнили самые интересные высказывания режиссера
0
«Культура определяет политику»: яркие цитаты Андрея Кончаловского
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После неоднозначного «Глянца» и провальной экранизации сказки Гофмана «Щелкунчик и Крысиный король» мало кто ожидал от Андрея Кончаловского такого убедительного возвращения. Тихо, без лишней помпы, — сначала с сельской пасторалью «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», а потом с черно-белой исторической драмой «Рай». Обе картины принесли Кончаловскому по «Серебряному льву» за режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2014 и 2016 годах, а недавно Гильдия киноведов и кинокритиков признала его лучшим российским режиссером.

В день выхода драмы «Рай», которая поборется от России за премию «Оскар», «Известия» сделали подборку самых интересных высказываний режиссера.

О Путине, «мастерах предвидения» и кризисе англосаксонского мира

«Путин — лидер, в котором мы нуждаемся, именно поэтому у России в XXI веке наилучшие шансы. И когда «Министерство правды» совокупного западного мира возмущается тем, что Путин «хочет изменить существующий мировой порядок», оно скромно умалчивает, что сегодня — это мировой порядок, соответствующий интересам Америки. Я должен констатировать, к своему огорчению, что этот мировой порядок приходит к своему краху и никакие рецепты спасения англосаксонского мира уже не работают. Первыми, как всегда, это сообразили англичане. В фильме «Гараж» герой Гафта говорит: «Вовремя предать — это не предать, это предвидеть!» Англичане — мастера предвидения! Королева Британии делает книксен китайскому коммунисту, подсаживает его в золотую карету — думал ли ты дожить до такого?» («Собеседник», 2016 год). 

Об эгоизме, альтруизме, детях и взрослых

«Культура определяет политику»: яркие цитаты Андрея Кончаловского

«Любовь к самому себе я начал испытывать достаточно рано. Сначала это была как бы даже и не любовь, а просто биологическая потребность так себя ощущать. Эгоизм — только ли человеку присущ он? А животные? Они эгоистичны? Кто более эгоистичен: ребенок или взрослый? Наверное, ребенок, ведь для него, кроме него самого, в мире ничего не существует. А кто хуже — ребенок или взрослый? Наверное, всё же не ребенок: он невинен. Но что же тогда получается? Выходит, эгоистичный ребенок лучше взрослого, который, может быть, даже альтруистичен. Что же тогда хорошо и что плохо?» (из сборника Кончаловского «Низкие истины. Возвышающий обман»).

О мужчинах и женщинах

«Женщина же чаще скидывает кожу. Все-таки женщина работает на мужчину, а мужчина — существо поверхностное, ему важно, как она выглядит. Поэтому для женщины очень важно оперение. А для мужчины, скажу грубо, важен кошелек. Может, интеллектуальный кошелек, то есть его мужская суть, содержание, ум. Женщины в мужчинах ценят это, а не то, как он одет».

«Хотя для молодого человека, у которого проблема с интеллектуальным кошельком, часто важно модно выглядеть, демонстрировать накачанные мускулы — то есть форму. Но знаете, в чем хуже всего казаться — это казаться умнее или образованнее, чем ты есть на самом деле. Это обычно происходит с людьми, которые стесняются показать какое-то незнание. У меня это было. Я вообще не могу сказать, что я действительно образованный человек» («Известия», 2005 год).

О национальной культуре

«Самая главная реформа, которая должна произойти в России, — реформа национального сознания. Это Петр I пытался сделать, а потом Ленин. Только они не понимали, что это надо делать не при помощи политики. Культура определяет политику, а не наоборот. Исходя из культуры надо изменять сознание... Простой пример: чтобы отучить воровать, говорить надо не о честности. Честности научить нельзя. Что воровать плохо, знают все. Надо научить народ уважать деньги. И уважение к деньгам — во всем мире одна из очень важных этических форм демократии» («Известия», 2005 год).

Об «Оскаре» и нежелании выдвигать «Почтальона» на премию американской киноакадемии

«Культура определяет политику»: яркие цитаты Андрея Кончаловского​​​​​​​​​​​​​​

«Причин для этого две — личная и общественная... В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым».

«Премия «Оскар» создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт. Сама формулировка категории «лучший фильм на иностранном языке» — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании» (открытое письмо Кончаловского).

О настоящем мастерстве и преимуществе литературы над кино

«Я не хочу, чтобы меня сочли гением или пророком, я хочу, чтобы меня сочли мастером, который ищет новые способы понимания мира. Чем тщательнее что-то изучаешь, тем более общим оно становится. Как будто вслушиваешься и начинаешь видеть образы. В тишине, если действительно вслушаться в нее, можно услышать самые необычайные вещи. Так и внутри нас самих — мне кажется, чем меньше ты видишь, тем больше понимаешь, поэтому я предлагаю зрителям представить то, что я хочу, чтобы они представили. Я хочу, чтобы они стали моими соавторами. Именно поэтому литература — искусство намного более сложное, чем кинематограф» (The Huffington Post, 2016 год).

Прямой эфир