Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Гарантировать целостность страны

Политолог Дмитрий Журавлев — о новых подходах к реализации целей региональной политики РФ
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент Владимир Путин подписал указ № 13 об утверждении «Основ региональной политики РФ до 2025 года». Этот документ определит всю региональную политику страны на следующий президентский срок. Для России с ее огромной территорией, относительно небольшим населением и большими экономическими, социальными, культурными и религиозными различиями между регионами региональная политика не просто один из аспектов внутренней политики, а ее основная часть. 

Поэтому значение этого документа переоценить трудно.

Но, прежде чем мы перейдем к его анализу, — одно замечание. Этот документ не зря называется не «программа» или «стратегия», а «основы». В «Основах» есть стратегия, но нет тактики: ответ на вопрос, что делать, к каким результатам двигаться, дается во всей полноте, а ответ на вопрос, как делать, дается в общей форме. И это не случайность и не недоработка, а сознательная позиция. Многообразие России, ее регионов требует единого стратегического подхода и одновременно предполагает огромное многообразие конкретных тактических приемов. Очевидно, что документ не может вобрать в себя все эти подходы, и те приемы, которые не попадут в текст, по факту окажутся «не разрешены», что ограничит свободу регионов и в конечном счете — эффективность реализации поставленной задачи. Так что эта «рамочность» вынужденная.

Но это означает, что наш анализ вынужден быть общим. Поэтому мы не будем перечислять основные положения документа, а сосредоточимся на том новом, что он в себе несет.

Цели региональной политики, сформулированные в «Основах», сами по себе не новы: обеспечение равных возможностей граждан, вне зависимости от того, в бедных или богатых регионах они живут, обеспечение экономического развития регионов и как следствие сглаживание экономических и социальных различий между регионами. Цели эти естественны. Если бедные регионы не будут развиваться, а граждане будут ущемлены по региональному, а значит, и по национальному признаку, то серьезного роста экономики добиться не удастся. Островки богатства среди моря бедности очень неустойчивы, а социальные противоречия могут превратиться в политические.

Сегодня эти задачи решаются, мягко говоря, не очень эффективно. Экономическое развитие идет за счет рыночных механизмов. Но рынок не стимулирует экономических игроков идти в бедные регионы с неразвитой социальной  инфраструктурой. В результате различия не преодолеваются, а консервируются и усиливаются. Равенство в реализации конституционных прав (на образование, медицину и так далее) достигается за счет дотаций из федерального бюджета на исполнение социальных обязательств. Такая схема полного равенства не гарантирует, зато отключает стимулы к развитию. Если собственный бюджет региона увеличится, то дотации сократятся — развитие в такой ситуации нерентабельно.

Осознавая эти проблемы, авторы «Основ» предлагают принципиально иные методы решения задачи.

Первый путь — переход от чистого рынка на осознанную экономическую политику в регионах. Многообразие России должно стать не проблемой российской экономики, а ее преимуществом. Но для этого необходимо разместить экономические объекты именно в тех регионах, где они могут наиболее эффективно развиваться. Причем взаимный подбор отрасли и региона должен быть очень конкретным. Не только на уровне округа, субъекта Федерации, но где-то даже и района. И уже на основании такого подбора развивать социальную инфраструктуру. Авторы назвали это «инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации». Задача грандиознейшая, но, как показывает советский опыт, вполне выполнимая. В случае ее исполнения эффективность экономического и социального развития резко возрастет. Это, в свою очередь, позволит реализовать другие направления.

Второй путь — привлечение инвестиций, которые в дальние регионы самотеком не пойдут. Поэтому власти соответствующих уровней должны работать в этом направлении, используя возможность предоставления льгот и механизмы стратегического планирования. Но если территориальное распределение отраслей осуществлено правильно, а долгосрочные планы реалистичны, то инвесторы найдутся.

Третий путь — миграция. И здесь та же логика, что и в экономике в целом: миграция из тормоза развития страны должна превратиться в инструмент такого развития. А для этого нужно тормозить миграцию низкоквалифицированную и стимулировать миграцию высококвалифицированных специалистов. Но специалисты не едут самотеком, в никуда. А значит, нужны государственные миграционные программы.

Четвертый путь — стимулирование наращивания регионами собственного экономического потенциала. Проще говоря, переход от иждивенчества к реальным экономическим отношениям. Для этого предусмотрен механизм софинансирования, когда на каждый федеральный рубль приходится какое-то количество региональных копеек. Причем предусмотрена и ответственность региональных властей за неэффективное расходование средств, и предоставление грантов тем регионам, которые имеют высокие темпы развития собственной экономики, и даже оставление части налоговых поступлений, которые должны уйти в Москву, в региональных и местных бюджетах.

И наконец, пятый путь — распределение полномочий. Собственно, четкое распределение полномочий между уровнями власти всегда необходимо. Но в данном случае самое важное даже не это. А признание того факта, что полномочия и ресурсы должны быть связаны: если полномочия по организации среднего образования находятся на местном уровне, то и средства, необходимые на реализацию этих полномочий, должны находиться на этом уровне. Если это условие удастся соблюсти, то это позволит уйти от дотационно-трансфертной схемы.

Таким образом, можно утверждать, что если все направления, заложенные в «Основы», будут реализованы, появится реальная возможность преодолеть разрыв между регионами и создать базу для их развития, а также обеспечить равные права и возможности граждан вне зависимости от региона, в котором они проживают. И таким образом гарантировать целостность страны и стабильность ее развития.


Автор — генеральный директор Института региональных проблем

Читайте также:

Путин утвердил основы политики регионального развития до 2025 года

Регионы теряют баллы из-за коррупции

Долги регионов снизились на 100 млрд рублей

Прямой эфир