Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипажи танков Т-80 нанесли огневое поражение ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Порядка 10% опрошенных россиян заявили о вере в эзотерику
Мир
Нетаньяху подарил сенатору США серебряный пейджер в честь операции в Ливане
Мир
Трамп назвал звонки с Путиным и Зеленским «очень хорошими»
Мир
Паводок отошел от 74 домов в Ашинском районе Челябинской области
Мир
Ватикан сообщил об улучшении состояния папы римского
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Великобритании остановить поставки оружия Киеву
Общество
Ушедший в дрейф сухогруз застрял во льдах на Неве
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 20 марта
Общество
С бывших чиновников Курской области взыскали более 4,1 млрд рублей в пользу РФ
Происшествия
Водитель автомобиля погиб в результате столкновения с грузовиком на трассе М-10
Мир
Маск поздравил Дурова с 1 млрд ежемесячных пользователей в Telegram
Мир
WP сообщила о плане Трампа использовать военных для задержания нелегальных мигрантов
Общество
В Хабаровском крае бывший подполковник осужден на 13 лет за финансирование ВСУ
Общество
По искам Генпрокуратуры были изъяты 2,4 трлн рублей у пяти компаний
Мир
AP узнало о переговорах Канады с ЕС о снижении зависимости от США в обороне
Происшествия
В Саратовской области женщина пострадала из-за атаки украинских БПЛА

Цвет, запах и вкус морской волны

Посетители выставки Айвазовского в Русском музее могут не только полюбоваться полотнами мариниста, но также купить тематические духи и лакомства
0
Цвет, запах и вкус морской волны
Фото: пресс-служба Государственного Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Неизвестно, насколько ретроспективная выставка Ивана Айвазовского в Северной столице, приуроченная к 200-летию великого мариниста, приблизится к третьяковскому рекорду в 600 тыс. посетителей. Но Русский музей верит во всенародную любовь к Айвазовскому и делает ставку на обилие экспонатов (в том числе не показанных в Москве), дополненное не менее широким выбором тематической сувенирной продукции.

— Русскому музею принадлежат 54 работы кисти Айвазовского, и все они сейчас выставлены, — рассказал «Известиям» Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века. — Москвичи не видели некоторых полотен из частных коллекций и двух больших картин из Адмиралтейства, которые, впрочем, и для местной широкой публики не были доступны. Экспозиции разнятся и графическими работами. Поскольку листы не могут выставляться более трех месяцев, те, что были представлены в Москве, сейчас «отдыхают», зато у нас представлены другие рисунки.

Цвет, запах и вкус морской волны

Проект получался масштабным: когда еще для одной экспозиции в корпусе Бенуа были задействованы оба крыла первого этажа? В одно крыло вынесено всё, что связано с флотом: живописные баталии, модели судов, штурвал, колокол и прочее корабельное оснащение. В другом же крыле можно увидеть, как в свой маринистике художник граничит с исторической и религиозной живописью, а также излюбленным им жанром катастрофы.

На одной из картин художник запечатлел, как корабли чествуют его самого по случаю 80-летия. На фоне пароходов конца XIX века качается на волнах парусное суденышко, заброшенное сюда как будто из былой эпохи, и в этом — романтический мотив одиночества. Может, под занавес века художник ощущал себя гостем из прошлого, не гонящимся за новейшими достижениями?

Сиюминутность у Айвазовского нередко оборачивается вечностью. Пример тому — «Сотворение мира» и «Всемирный потоп»: два грандиозных полотна из собрания Русского музея, созданные в 1864 году. Созерцая их, только дивишься, как постоянная экспозиция обходится без них.

Цвет, запах и вкус морской волны

Бог, отделяющий земную твердь от воды, и земля, на которую Бог же обрушивает водную стихию. «Всемирный потоп» расположен так, что зритель может рассмотреть в грандиозной композиции доисторических зверей: мамонта, саблезубого тигра и даже жалкого динозаврика. Медведица, карабкаясь по камням, тащит за собой детеныша. Люди же показаны общим планом.

Айвазовский не всматривался в человека. Но изображая бездны морские, он, несомненно, очеловечивал стихию. И сегодня оказывается, что его искусство понятнее и интереснее, чем иные шедевры психологической живописи. К тому же музеи делают всё, чтобы образы мастера стали зрителю еще ближе.

Вероятно, для этого Русский музей перенес шедевры Айвазовского на футболки, сумки, тапки, канцелярию, подушки и зонты. Вдобавок ко всему посетители экспозиции могут не только увидеть морской ветер и соленые брызги, но и вдохнуть их запах. Специально к выставке были выпущены духи.

Цвет, запах и вкус морской волны​​​​​​​

Наконец, музейное кафе позволяет ощутить «море внутри» в самом прямом смысле: картины Айвазовского, напечатанные на съедобной бумаге, можно в виде вафельного пирожного съесть за чашечкой кофе. В общем, Иван Константинович, полотна которого составляют славу и гордость Русского музея, стал для петербуржцев не только «своим автором», но и настоящим «кормильцем».

Выставка открыта до 20 марта 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир