Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антонов указал на нелегитимность решения США использовать доходы от активов РФ
Мир
США назвали неприемлемым предложение РФ по мирному урегулированию на Украине
Армия
Лейтенант Павлюкевич обнаружил и помог захватить важный опорпункт ВСУ
Общество
В Шебекино из-под завалов обрушенного подъезда извлекли тело третьего погибшего
Интернет и технологии
Названы популярные у россиян смартфоны
Политика
Песков прокомментировал удар ВСУ по Шебекино
Мир
ВКС РФ нанесли четыре удара по базам боевиков в провинции Хомс в Сирии
Общество
Умер снимавшийся в фильме «Следствие ведут знатоки» режиссер Игорь Меркулов
Мир
Небензя заверил в соответствующем ответе России на агрессивные действия в свой адрес
Спорт
Первый гол на Евро-2024 забил полузащитник сборной Германии Вирц
Общество
Тела двух человек извлекли из-под завалов на месте обрушения подъезда в Шебекино
Мир
Президент Бразилии предложил G7 провести мирный саммит с Москвой и Киевом
Общество
После смертельного ДТП в Благовещенске отменены развлекательные и массовые мероприятия
Мир
Кейт Миддлтон сообщила о прогрессе в борьбе с онкологией
Общество
С начала пожароопасного сезона в Якутии произошло 149 возгораний
Мир
РФ вышла из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года
Мир
На Украине сообщили о диверсии на железной дороге в Сумах

Цвет, запах и вкус морской волны

Посетители выставки Айвазовского в Русском музее могут не только полюбоваться полотнами мариниста, но также купить тематические духи и лакомства
0
Цвет, запах и вкус морской волны
Фото: пресс-служба Государственного Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Неизвестно, насколько ретроспективная выставка Ивана Айвазовского в Северной столице, приуроченная к 200-летию великого мариниста, приблизится к третьяковскому рекорду в 600 тыс. посетителей. Но Русский музей верит во всенародную любовь к Айвазовскому и делает ставку на обилие экспонатов (в том числе не показанных в Москве), дополненное не менее широким выбором тематической сувенирной продукции.

— Русскому музею принадлежат 54 работы кисти Айвазовского, и все они сейчас выставлены, — рассказал «Известиям» Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века. — Москвичи не видели некоторых полотен из частных коллекций и двух больших картин из Адмиралтейства, которые, впрочем, и для местной широкой публики не были доступны. Экспозиции разнятся и графическими работами. Поскольку листы не могут выставляться более трех месяцев, те, что были представлены в Москве, сейчас «отдыхают», зато у нас представлены другие рисунки.

Цвет, запах и вкус морской волны

Проект получался масштабным: когда еще для одной экспозиции в корпусе Бенуа были задействованы оба крыла первого этажа? В одно крыло вынесено всё, что связано с флотом: живописные баталии, модели судов, штурвал, колокол и прочее корабельное оснащение. В другом же крыле можно увидеть, как в свой маринистике художник граничит с исторической и религиозной живописью, а также излюбленным им жанром катастрофы.

На одной из картин художник запечатлел, как корабли чествуют его самого по случаю 80-летия. На фоне пароходов конца XIX века качается на волнах парусное суденышко, заброшенное сюда как будто из былой эпохи, и в этом — романтический мотив одиночества. Может, под занавес века художник ощущал себя гостем из прошлого, не гонящимся за новейшими достижениями?

Сиюминутность у Айвазовского нередко оборачивается вечностью. Пример тому — «Сотворение мира» и «Всемирный потоп»: два грандиозных полотна из собрания Русского музея, созданные в 1864 году. Созерцая их, только дивишься, как постоянная экспозиция обходится без них.

Цвет, запах и вкус морской волны

Бог, отделяющий земную твердь от воды, и земля, на которую Бог же обрушивает водную стихию. «Всемирный потоп» расположен так, что зритель может рассмотреть в грандиозной композиции доисторических зверей: мамонта, саблезубого тигра и даже жалкого динозаврика. Медведица, карабкаясь по камням, тащит за собой детеныша. Люди же показаны общим планом.

Айвазовский не всматривался в человека. Но изображая бездны морские, он, несомненно, очеловечивал стихию. И сегодня оказывается, что его искусство понятнее и интереснее, чем иные шедевры психологической живописи. К тому же музеи делают всё, чтобы образы мастера стали зрителю еще ближе.

Вероятно, для этого Русский музей перенес шедевры Айвазовского на футболки, сумки, тапки, канцелярию, подушки и зонты. Вдобавок ко всему посетители экспозиции могут не только увидеть морской ветер и соленые брызги, но и вдохнуть их запах. Специально к выставке были выпущены духи.

Цвет, запах и вкус морской волны​​​​​​​

Наконец, музейное кафе позволяет ощутить «море внутри» в самом прямом смысле: картины Айвазовского, напечатанные на съедобной бумаге, можно в виде вафельного пирожного съесть за чашечкой кофе. В общем, Иван Константинович, полотна которого составляют славу и гордость Русского музея, стал для петербуржцев не только «своим автором», но и настоящим «кормильцем».

Выставка открыта до 20 марта 2017 года.

Прямой эфир