Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МВФ назвала сумму необходимого внешнего финансирования Украины
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Общество
Голикова заявила о выполнении нацпроекта «Здравоохранение» на 99,5%
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Происшествия
Пушилин заявил о целенаправленном обстреле ВСУ больницы в Горловке
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
МО Франции призвало работодателей официально оформлять службу в резерве сотрудникам
Мир
ФРГ назвала нежелательным участие РФ в церемониях по случаю освобождения концлагерей
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Авто
В РФ установлен рекорд продаж ввезенных по параллельному импорту авто
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
В Берлине подтвердили вызов посла РФ в МИД Германии
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

«Мы свое слово обязаны держать»

Олег Кожемяко рас­сказал корреспонденту «Изве­стий» о том, как регион пытается слезть с «нефтяной иглы» и превратиться в миро­вой центр туризма
0
«Мы свое слово обязаны держать»
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Губернатор Сахалинской об­ласти ОЛЕГ КОЖЕМЯКО рас­сказал корреспонденту «Изве­стий» Ольге Ивасенко о том, как регион пытается слезть с «нефтяной иглы», обеспе­чить себя продуктами пита­ния и превратиться в миро­вой центр туризма.

— Сахалин — единственный регион-остров в составе Рос­сии. Что в таких условиях ре­гиональные власти могут сде­лать собственными силами, а в чем нельзя обойтись без помощи «материка», то есть федерально­го центра?

— У нас есть четкая и понят­ная программа развития Саха­линской области до 2020 года. Для нас самое главное — начать «поднимать» не только нефтега­зовый сектор, но и другие сферы экономики Сахалина. Что бы мы ни сделали, все равно получится прорыв вперед, потому что начи­нать во многих сферах приходит­ся фактически с нуля. До послед­него времени развитие Сахалина было «завязано» исключитель­но на сырьевые проекты, одна­ко резкое падение цен на нефть, девальвация рубля, режим санк­ций — все это заставляет нас ис­кать новые резервы. Естествен­но, нефтегазовый комплекс все равно будет доминировать в структуре сахалинского промыш­ленного производства: сегодня он дает 90% объема ВРП и око­ло 80% налоговых поступлений в казну, а проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» имеют общегосу­дарственное значение. Но есть в этой сфере проекты, относящи­еся к компетенции региона, на­пример, строительство нефтепе­рерабатывающих мини-заводов, автономная газификация отда­ленных поселков, в том числе на Курильских островах, развитие газохимии и многое другое. Пра­вительство Сахалинской области уже подписало соглашение о на­мерениях с японскими инвесто­рами в ходе II Восточного эконо­мического форума: мы изучаем сейчас возможность строитель­ства на острове завода по произ­водству метанола из природного газа. Кроме того, у нас есть ряд собственных проектов в уголь­ной, энергетической, строитель­ной отрасли, добыче драгметал­лов и др.

— Как скажется на Сахалине новый закон о рыболовстве, ко­торый, по мнению многих экс­пертов, регулирует взаимоот­ношения государства с крупны­ми рыбопромысловиками, одна­ко создает серьезные проблемы для мелких предприятий?

— Мы неслучайно решили реорга­низовать систему рыболовства в шестимильной зоне. Правила ры­боловства обязывали капитанов вести строгий учет выловленных биоресурсов, но чисто техниче­ски на малых судах выполнить такие требования невозможно. Поэтому фактические объемы водных биоресурсов часто не со­ответствовали документации, а капитаны и судовладельцы по­лучали взыскания. Мы реши­ли свести к минимуму бюрокра­тические барьеры и позволить рыбакам работать эффектив­но. Сейчас во всех районах Саха­линской области действуют пун­кты приема и продажи рыбы и морепродуктов — надеюсь, ско­ро охлажденной рыбы на саха­линских прилавках будет доста­точно. Пока мы видим, что экспе­римент оказался удачным и наш опыт уже готовы перенять сосед­ние регионы Дальнего Востока.

— Помимо развития рыболов­ства, насколько реально гово­рить о самообеспечении Сахали­на продуктами питания?

— К нашему сельскому хозяйству как нельзя лучше подходит лозунг знаменитого полководца «не чис­лом, а умением»: чтобы обеспе­чивать людей качественными продуктами по доступным ценам, нам надо прикладывать серьез­ные усилия, создавать современ­ные сельхозпроизводства, вне­дрять научные разработки и при­влекать инвесторов. Само по себе на Сахалине ничто не вырастет и не созреет. В итоге до конца июня 2017 года Сахалинская область обеспечила себя овощами и кар­тофелем. В нашем регионе нача­лось активное строительство аг­ропромышленных комплексов, и в 2017–2018 годах большинство из них выйдет на проектную мощ­ность. В результате мы рассчи­тываем создать 2,8 тыс. рабочих мест, их налоговый вклад в бюд­жет региона составит более 50 млрд рублей, а вклад в ВРП — поч­ти 200 млрд рублей.

— Во времена вашего предше­ственника периодически воз­никали дискуссии о том, на что направить профицитный бюд­жет области. Что об этом дума­ете вы?

— Мы серьезно переосмысли­ли инвестиционную политику региона. Главное, что необходи­мо сейчас сделать, — это обеспе­чить рост экономики на основе ее диверсификации. Сейчас не­обходимо ускорить развитие от­раслей, которые не относятся к экспорту углеводородов. Пре­жде всего речь идет о традици­онных для острова отраслях: ры­бодобыче и рыбопереработке, су­доремонте, сельском хозяйстве, угольном и лесопромышленном комплексах, обрабатывающей промышленности и в особенно­сти — производстве строймате­риалов. Не меньшие перспекти­вы обещает нам развитие сферы туризма: путешествия на любой вкус — наше огромное преиму­щество перед многими региона­ми не только Дальнего Востока, но и всей страны. Мы собираем­ся в максимальной степени ис­пользовать возможности, кото­рые нам дают новые програм­мы развития Дальнего Востока, в частности система ТОР. Более того, по решению правительства региона Корпорация развития Сахалинской области финанси­рует инвестиционные проекты, направленные на диверсифика­цию экономики, импортозаме­щение, наращивание внутренне­го производства товаров и услуг. В активе корпорации на сегод­няшний день уже более 20 проек­тов общей стоимостью 117 млрд рублей.

— Что это за проекты?

— Проекты разные, но некото­рые из них для нас — предмет особой гордости и, если хотите, дело чести. Например, один из та­ких проектов — горноклиматиче­ский курорт «Горный воздух», где за три–пять лет протяженность горнолыжных трасс увеличит­ся до 75 км, здесь будут постро­ены современные канатные до­роги и подъемники. Чтобы прод­лить сезон, будем задействовать систему искусственного оснеже­ния горных спусков, как это дела­ется на многих известных курор­тах в Европе. Мы берем за обра­зец австрийско-альпийскую мо­дель, когда вокруг горнолыжных трасс есть масса возможностей для развлечения, вечерние ка­тания, отдых, дискотеки. Компа­ния «Мицуи» готова консультиро­вать нас при строительстве ново­го аэропорта, а он нам точно пона­добится: мы ожидаем, что к 2025 году число туристов, посещающих Сахалинскую область, вырастет до миллиона человек в год.

— Одна из важных проблем — цены на дальневосточные авиабилеты в разгар сезона. Как можно разрешить эту ситуа­цию?

— Правительство Сахалинской области как финансировало все внутриобластные авиаперевозки раньше, так и будет это делать в обозримом будущем. Кроме того, постановление правительства обязывает нас участвовать в фи­нансировании региональных пе­ревозок из Южно-Сахалинска в Благовещенск, из Охи, Шахтер­ска и Ногликов в Хабаровск. Это значительно расширяет транс­портную сеть авиакомпании «Аврора», а также повышает мо­бильность населения Сахалина и соседних субъектов Федера­ции. Мы, конечно, будем только рады, если другие регионы решат войти в капитал авиакомпании на паритетных началах, но пока предложений таких не поступа­ло. Отдельная задача — обеспе­чить транспортную доступность Курильских островов: когда бу­дут построены взлетно-посадоч­ные полосы на Шикотане и Па­рамушире, можно будет связать эти острова прямыми авиарейса­ми с Южно-Сахалинском.

— Помимо решения транспорт­ных проблем, что еще планиру­ется сделать для развития са­мых отдаленных островов на Дальнем Востоке?

— В последние годы руковод­ство страны уделяет немалое внимание укреплению рубе­жей России, поэтому на Кури­лах строятся новые военные городки и обновляется погра­ничная инфраструктура. Глав­ное, чего курильчане настойчи­во требуют от власти, — нала­дить регулярное транспортное сообщение с «большой землей», проложить нормальные доро­ги и решить жилищные пробле­мы. Социальная сфера остается в центре нашего внимания: ре­гиональная программа предус­матривает строительство поч­ти двух десятков объектов со­циально-культурной сферы — детсадов, яслей, новых школ, поликлиник, физкультурных комплексов и т.д. Государство в нашем лице обязано держать слово и выполнять обещания.

— А как смотрите в будущее вы? Какой хотите видеть Са­халинскую область через пять лет и в более отдаленном буду­щем?

— Я вижу область сильной, са­модостаточной, красивой, ком­фортной для жителей и при­быльной для бизнеса, я уверен, что для этого есть все предпо­сылки, несмотря на любые труд­ности и кризисы. Мы рассчиты­ваем, что новые проекты в рам­ках ТОР и режима cвободного порта дадут области дополни­тельные рабочие места, увели­чат объемы налоговых посту­плений в бюджет, а реализация всех наших масштабных пла­нов позволит увеличить числен­ность населения региона уже в ближайшие два-три года.

Прямой эфир