Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Алексей Пузаков: «Барьеры, которые есть на Земле, не достигают Неба»

Художественный руководитель Московского Синодального хора — о том, что объединяет католиков и православных
0
Алексей Пузаков: «Барьеры, которые есть на Земле, не достигают Неба»
Фото: страница Алексея Пузакова в Facebook
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский Синодальный хор и Сикстинская музыкальная капелла Ватикана выступили в римской базилике Святой Марии, Ангелов и Мучеников. Совместная культурная акция проходила в рамках фестиваля «Россия и Италия: сквозь века». С художественным руководителем Синодального хора Алексеем Пузаковым встретился корреспондент «Известий».

— Наше интервью выходит в день католического Рождества. Шаги на пути к диалогу церквей в музыкальном исполнительстве стали для вас обычными? Или вы все-таки испытываете некий стресс, когда дирижируете хором, состоящим из православных и католиков?

— Чувство волнения есть перед каждым концертом. Это большая ответственность, когда люди стремятся понять друг друга через стремление к сердечному общению. Барьеры, которые, может быть, есть на Земле, на мой взгляд, не достигают Неба. Христианская вера в основе своей едина. Конечно, каждый остается в рамках своей традиции, но мы ни в коей мере не можем быть глухими к вере и традициям наших братьев-христиан.

— Как вы добились единения чисто музыкального — ведь хор состоял из различных тембров: голоса мальчиков, контратеноры, русские басы и сопрано?

— Хоровое искусство — это коллективный процесс. Он никогда не увенчается успехом, если не будет стремления к ансамблевому пению и одновременно отдачи от каждого. Я чувствую эту отдачу, когда вижу горящие глаза, молитвенный настрой, объединяющий всех в единый образ человечества. При этом каждый сохраняет свою неповторимую личность.

— Вы закончили концерт русским произведением: в совместном исполнении Синодального хора и Сикстинской капеллы прозвучал концерт Бортнянского «Тебе Бога хвалим».

— Да, но по желанию публики мы также исполнили латинский гимн, посвященный святому Петру.

— Поразительно, но в таком невероятном храме, построенном самим Микеланджело, во время концерта на пюпитре перед дирижером Паламбелло лежала не партитура, а планшет.

— Я смотрю на такие вещи спокойно, может быть, даже с интересом. Сам я люблю дирижировать наизусть. Когда знаешь партитуру, что называется, от корки до корки, становишься более свободным в интерпретации музыкального материала. Согласен и с тем, что аналоговое искусство в отличие от цифровой записи сохраняет некое таинство и более точно передает состояние исполнителя.

— Католический хор никогда не предполагал женского участия, были ли в этом направлении какие-то сложности?

— Нет. Видите ли, если бы не было революционных событий 1917 года, возможно, и у нас тоже сохранялись бы такие традиции церковного хора, где поют только мужчины. Но в годы, когда церковь была под запретом, основную миссию служения в храме взяли на себя женщины, и сейчас на новом историческом этапе, я считаю, совершенно неправильно ограничивать их участие в богослужении.

— В чем проявляется певческая сила православных и католиков?

— В данном сотрудничестве Синодального хора и Сикстинской капеллы, мне кажется, мы друг друга дополняем. Каждый хор имеет свои сильные стороны: в русском хоре — глубокие и сочные голоса, в итальянском — особая воздушная, легкая манера звукоизвлечения. Сочетание этих двух традиций создает звучание, являющееся земным отражением хора Небесного, где есть и мощь, и легкость, и прозрачность, и красота…

— А как вы сами будете встречать Рождество?

— У меня всегда праздники связаны со службами. Главная радость — участие в праздничном богослужении, ну а уж потом сердце радует домашнее угощение.

— Что пожелаете читателям «Известий» в канун празднования Нового года и Рождества?

— Встреча Нового года объединяет разные поколения, традиции, людей верующих и неверующих. Когда отрывается лист календаря и оканчивается астрономический год, это дает ощущение трепета, какого-то ожидания и чувства обновления, которое в своей основе имеет духовную подоплеку. Потому-то все мы и встречаем Новый год с лучшими надеждами, упованиями и желаниями...

Справка «Известий»

Московский Синодальный хор, ведущий свою историю с XVI века, был возрожден в 2009 году усилиями регента Алексея Пузакова. В хоре 80 певцов разных возрастов. Выступления Синодального хора в Риме были приурочены к престольному празднику русского храма великомученицы Екатерины в Риме, а гастроли, прошедшие в Неаполе и Бари, — к юбилею папы римского, который в декабре отметил 80-летие. В концертах звучала старинная и современная духовная музыка, а также сочинения митрополита Илариона.

Прямой эфир