Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Столица может остаться без права на знак «Я люблю Москву»

Логотип мог бы приносить городской казне до 1 млрд рублей в год
0
Столица может остаться без права на знак «Я люблю Москву»
Фото: ТАСС/Владимир Афанасьев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москва может потерять возможность использовать товарный знак «Я люблю Москву» в виде галочки с сердечком. Юридическая компания «Юрвиста» направила в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявку на регистрацию знака. Оказывается, город не зарегистрировал свои права на этот логотип. Вместе со знаком «Я люблю Москву» столичное правительство теряет возможность зарабатывать от 150 млн до 1 млрд рублей ежегодно.

Знак «Я люблю Москву» начали устанавливать в честь обновления городских парков и пешеходных улиц пять лет назад. Он был разработан дизайнерами Charsky studio по заказу департамента культуры Москвы. Первые знаки установили в «Музеоне», в саду «Эрмитаж» и в Саду имени Баумана. После реконструкции знаком украсили улицы Кузнецкий Мост и Никольская. Сейчас в Москве стоит несколько десятков таких галочек с сердечком. Слоган и знак «Я люблю Москву» рекламировали не только программу столичного правительства по обновлению городского пространства, но и спортивные мероприятия. Например, летом 2015 года под этим девизом в городе были проведены окружные велопробеги.

По данным Роспатента, в данный момент в ведомстве зарегистрированы товарные знаки «Москва, я люблю тебя», Moscow I love you и Cities of Love.

— Знак «Я люблю Москву» давно стал известным брендом столицы, — рассказал «Известиям» гендиректор «Юрвисты» Алексей Петропольский. — Правообладание таким знаком дает отличные возможности для заработка. Москва растет как туристический центр. Сувенирная продукция — кружки, футболки, магниты, блокноты — хорошо продается. Правообладатель может просить у производителя за использование торгового знака сумму, равную 10–20% от стоимости сувенирной продукции.

Юрист уверен, что Москва, упустив юридические права на знак, финансово не пострадает.

— Сейчас на известном знаке зарабатывает не город, который вложил средства в его раскрутку, а производители сувениров, — уверен Алексей Петропольский. — Знак может совершенно бесплатно использоваться любым гражданином, компанией или иностранцем в личных интересах, в том числе и в коммерческих целях.

По расчетам специалистов «Юрвисты», обладание исключительными правами на этот знак может приносить от 150 млн рублей ежегодно.

— Капитализация знака серьезно возрастет через два года, когда Москва будет встречать чемпионат мира по футболу-2018, — говорит Алексей Петропольский. — Город в течение месяца посетит множество болельщиков, каждый из которых — потенциальный покупатель. По предварительным подсчетам, правообладатель знака заработает в этот год не меньше 1 млрд рублей.

По закону свидетельство на товарный знак выдается сроком на десять лет с возможностью продления еще на такой же срок. Количество продлений не ограничено.

— На регистрацию знака уйдет 12–13 месяцев, — рассказала «Известиям» руководитель отдела патентования «Юрвисты» Светлана Фатхудинова. — В Роспатенте должны провести экспертизу, которая установит, нет ли точно таких же зарегистрированных или поданных на регистрацию знаков. Если Роспатент не найдет идентичных изображений или других препятствий, права на знак «Я люблю Москву» зарегистрируют на нашу фирму. Весь процесс обойдется в 30 400 рублей.

Впрочем, для столичного правительства еще не всё потеряно.

— За товарный знак можно побороться, — рассказала «Известиям» руководитель международно-правового направления юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Марина Николаева. — Гражданский кодекс предлагает определенные механизмы для таких случаев. В частности, если «пострадавшее лицо» известно на рынке и товарный знак у потребителя ассоциируется с ним, то можно обратиться в Роспатент и оспорить права на товарный знак.

Однако в департаменте культуры Москвы от комментариев отказались. А в «Юрвисте» сказали, что готовы к такому повороту событий.

— Могут возникнуть проблемы даже при регистрации, так как в названии знака используется наименование географического объекта, то есть Москвы, — говорит Алексей Петропольский. — Но это не повод для того, чтобы расстраиваться. По крайней мере мы объясним, зачем надо регистрировать право на товарные знаки и как на этом можно зарабатывать.

Интересно, что аналогичные знаки есть в других крупных городах мира — Нью-Йорке, Лондоне, Париже. За границей исключительные права на них принадлежат мэриям или городским администрациям.

В Санкт-Петербурге товарный знак, состоящий из прописной латинской буквы I, красного сердечка и аббревиатуры города Spb зарегистрировал депутат муниципального округа Петровский Дмитрий Ильковский на общественную организацию «Федерация мас-рестлинга»(спортивное перетягивание палки).

— Мы не раз выигрывали суды за незаконное использование логотипа у продавцов и производителей сувениров, — рассказал «Известиям» Дмитрий Ильковский. — Как правило, у них изымали товар и штрафовали на 40 тыс. рублей. Все деньги мы передали городу. Постепенно наш знак перестали незаконно тиражировать. Теперь мы его используем во время социальных акций. Например, раздаем футболки и значки с нашим логотипом на субботниках или в День города. Задачи заработать на знаке не было изначально.

Прямой эфир