Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле подтвердили визит Кушнера и Уиткоффа в Москву после согласования дат
Мир
Песков указал на сложность достижения нового Договора по СНВ
Общество
Следствие попросило арестовать завотделением роддома Новокузнецка на два месяца
Мир
СК завершил расследование дела об атаке на Ил-76 с пленными боевиками ВСУ
Мир
МИД РФ выразил протест Британии из-за сотрудника спецслужб под прикрытием
Мир
В Европарламенте предупредили о риске хищения выделенных Украине €90 млрд
Экономика
Россия экспортировала более 1 млн т сахара в 2025 году
Мир
Пашинян попросил Россию о помощи в восстановлении ж/д в Турцию и Азербайджан
Общество
В МВД предупредили о новой схеме мошенников с «зависшими» новогодними подарками
Мир
В Польше заявили о резком снижении эффективности ПВО Украины в перехватах ракет
Авто
Россияне стали чаще обращаться в автосервисы в ожидании роста цен
Мир
В Госдуме допустили возможное усиление давления Трампа на Украину
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам энергетики и транспортной инфраструктуры Украины
Мир
Корабль с экипажем Crew-11 приводнился у побережья Калифорнии
Общество
Уголовное дело возбудили после хлопка в здании учебного центра МВД в Сыктывкаре
Армия
Средства ПВО сбили 34 украинских дрона над территорией России
Общество
Осужденный за мошенничество бизнесмен Батурин вышел на свободу

Социальная сфера как драйвер экономики

Столыпинский клуб предложит президенту привязать демографические показатели к таргету по ВВП
0
Социальная сфера как драйвер экономики
Фото: ТАСС/Александр Астафьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из двух активных центров экономических реформ — Столыпинский клуб — предлагает изменить подход к экономической и социальной политике правительства, чтобы последняя стала полноценным фактором экономического развития государства. Во вторник клуб представил концепцию своей «Стратегии роста», которая в январе ляжет на стол президенту Владимиру Путину. Конкретные предложения по реформам столыпинцы представят позже. «Известиям» первыми удалось ознакомиться с предложениями клуба по социальным вопросам.

Сейчас сложилась странная ситуация, когда соцрасходы считаются «черной дырой», с которой героически борется финансово-экономический блок правительства, объясняет идею глава экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Такое положение дел создает противостояние двух блоков правительства — социального и экономического. Первый традиционно просит денег, а второй их не дает.

Между тем расходы на социальную сферу являются драйвером экономического роста, при этом она серьезно недоинвестирована. В этом, кстати, сходятся как Столыпинский клуб, так и конкурирующий с ним Центр стратегических разработок экс-министра Алексея Кудрина. Последний ранее предлагал сделать бюджетный маневр в пользу образования и здравоохранения, а в долгосрочной перспективе нарастить расходы на них на 1% ВВП.

Всего клуб разработал восемь системных решений в социальной политике. Среди них — стимулирование притока частных инвестиций в соцсферу, фиксация расходов бюджета на нее в реальном выражении, синхронизация федеральных и региональных программ. Решения направлены на изменение самого характера социальной политики, которая должна признаваться «не безвозвратными субсидиями, а инвестициями в человеческий капитал, а значит, экономический рост и увеличение доходов бюджета».

Важным предложением является и изменение критериев эффективности системы (с таргетирования количества на таргетирование качества). Если сейчас, к примеру, в здравоохранении KPI установлены по числу пролеченных пациентов, то предлагается снижать показатели заболеваемости и смертности. Эффективность такой смены KPI, указывается в материалах Столыпинского клуба, уже подтверждена пилотным проектом в Ленинградской области, что позволило за три года снизить смертность населения на 9%, а заболеваемость — на 14%. За этот период дополнительный прирост ВРП составил 0,5%. 

По расчетам участников межведомственной рабочей группы при Столыпинском клубе, усилия по снижению смертности могут привести к увеличению численности населения к 2035 году на 5,6 млн человек. В свою очередь, дополнительный прирост трудоспособного населения в возрасте 50–72 лет и повышение экономической активности позволят увеличить динамику ВВП в среднем на 0,5 п.п. в год.

Расходы на образование, по данным Казначейства, за 10 месяцев составили 500,6 млрд рублей, на здравоохранение — 401 млрд, а на социальную политику (сюда входят пенсионное обеспечение и социальная защита) — 3,8 трлн. Сегодня общие затраты на медицину — всего 3,3% ВВП, говорит заведующая кафедрой экономики и управления в социальной сфере РАНХиГС Лариса Габуева. При этом в прошлые годы в России они были на уровне 3,4–3,5%, а в развитых странах достигают 6–12%.

— Сейчас происходит некоторое снижение доли здравоохранения, либо это можно рассматривать как стагнацию, — констатировала она.

В этом году впервые за много лет бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) был исполнен с дефицитом, напоминает эксперт. По оценке Ларисы Габуевой, Россия могла бы довести долю таких расходов до 6% ВВП. При этом успех сферы в будущем во многом зависит от того, удастся ли привлечь в нее частных инвесторов.

Однако любая реформа в социальной политике упирается в финансирование, признает Лариса Габуева.

— Социальные учреждения пока не научились зарабатывать. Все надежды по-прежнему возлагаются на бюджет, а бюджет в условиях нестабильной экономической ситуации, к сожалению, не может насытить систему так, как хотелось бы, — сказала она.

«Стратегия роста» в плане финансирования предлагает на первом этапе (до 2019 года) просто не снижать расходы на соцсферу, а в будущем делать инвестиции за счет тех средств бюджета, которые высвободятся после завершения программы перевооружения и выполнения майских указов.

Тем временем источник, близкий к Минфину, в беседе с «Известиями» заявил, что KPI по заболеваемости и смертности — не самая удачная идея. Он опасается, что в этом случае больницы, к примеру, будут просто отказываться срочно госпитализировать пациентов с высоким риском смерти, чтобы не портить себе статистику.

— Это может привести к тому, что лечить будут только здоровых — такое уже было, — уверяет собеседник «Известий».

Кроме того, по его словам, свободных средств в бюджете нет, а значит, реформа потребует либо его ребалансировки, либо перераспределения структуры социальных расходов. По его оценке, рост инвестиций в соцсферу мог бы поддержать рост ВВП, однако эффект от этого будет проявляться на горизонте 15–20 лет.

В пресс-службе МЭР «Известиям» сообщили, что знают о подготовке программы, однако пока ее проект в ведомство не поступал.

Читайте также
Прямой эфир