Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Работа пошла

Аналитик Александр Пасечник — о том, что позволило активизировать усилия по реализации проекта «Турецкий поток»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Газпром» активизировал работы по проекту «Турецкий поток» после его недавнего утверждения Анкарой. 2 декабря парламент Турции ратифицировал соглашение с Россией по строительству газопровода, а уже через три дня соответствующий закон подписал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 16 декабря законопроект о ратификации соглашения между Россией и Турцией по «Турецкому потоку» одобрило и правительство России.

Известно, что та часть газовой магистрали на территории Турции, которая предназначена для турецкого рынка, будет строиться турецкой госкомпанией Botas, а наземная инфраструктура для транзита газа в Европу (до границы с Грецией) ―— совместным российско-турецким предприятием.

Зафиксирован прорыв и по морскому участку трубы. 8 декабря в Амстердаме дочернее предприятие «Газпрома» South Stream Transport B.V. подписало контракт со швейцарской компанией Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

Согласно контракту, Allseas должна уложить по морскому дну более 900 км трубы, для чего подрядчик планирует задействовать новое спецсудно Pioneering Spirit. Allseas приступит к укладке первой нитки во втором полугодии 2017 года.

Предварительные параметры проекта «Турецкий поток» —― это две ветки мощностью более 16 млрд кубометров каждая, причем одна нить — исключительно под нужды Турции, вторая — транзитная, до греческой границы. Газ по первой ветке планируется пустить до конца 2019 года, по второй срок будет зависеть от европейцев, готовы ли они синхронизировать стройки, чтобы соединить подводы на хабе с локацией на турецко-греческой границе.

В этом контексте важна реакция ключевых европейских потребителей. В начале декабря Италия объявила, что заинтересована в переносе пункта сдачи российского газа на юг страны в связи с планами России по строительству «Турецкого потока». Как пояснил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, на встрече с главой итальянской Eni Клаудио Дескальци в начале декабря обсуждался газопровод Poseidon, который может быть проложен от границы Греции и Турции до юга Италии — как продолжение второй нитки газопровода «Турецкий поток». Первая, как известно, предназначена для покрытия нужд Турции. «Итальянские партнеры подтверждают интерес к сотрудничеству с «Газпромом», а именно по поставкам газа через Черное море по новым транспортным коридорам», — подчеркнул руководитель российского концерна.

Таким образом, можно констатировать, что в принципе Рим продемонстрировал свои трезвые предпочтения в энергополитике. «Турецкий поток» для Eni — перспективная стройка. Постепенно к такому выводу придет и Еврокомиссия ―— политические доводы в поддержку транзитной системы Украины в конечном счете уступят коммерческим соображениям и здравому смыслу. Тем более что теперь, с приходом Дональда Трампа в Овальный кабинет, Вашингтон скорее всего снизит генерацию методик для Брюсселя, цель которых —―торможение и развал российских энерготранспортных проектов в Старом Свете.

В целом визирование Анкарой разрешительной документация по «Турецкому потоку» логично связать как с растущим там спросом на газ, так и с успехами «Газпрома» на севере —― по «Северному потоку-2»: официально российский концерн не меняет планов запуска проекта и ведет по нему динамичную работу. Дальнейшие же проволочки с утверждением российской стройки грозили Анкаре как минимум новым усечением параметров Трансчерноморской магистрали ―— к примеру, транзитная ветка «Турецкого потока» вполне могла «переехать» на Балтику, как это уже произошло с двумя линиями. Как известно, «Турецкий поток» — преемник «Южного потока», закрытого из-за итоговой контрпозиции Болгарии по отношению к «Газпрому». Проект «Южный поток» предполагал реализацию сразу четырех веток мощностью по 16,25 млрд кубометров в год каждая.

Новость о принятом Анкарой законе по «Турецкому потоку» вызвала бурную реакцию на Украине: теперь «Нафтогаз» заявил, что не видит смысла модернизировать свою газотранспортную систему (ГТСУ). Пока это касается компрессорных систем для прокачки газа в Турцию. Однако в Брюсселе это заявление расценили как сигнал к тому, что Киев уже не стремится поддерживать ГТСУ в целом. Выходит, что Украина понимает: при планируемом запуске в 2019 году российских обходов ―— «Северного потока-2» и «Турецкого потока» — стратегические инвестиции в ее газотранспортную инфраструктуру не имеют смысла. Релиз «Нафтогаза» может убедить Брюссель в том, что дни транзитного статуса Украины сочтены и что российские магистральные обходы Незалежной по доставке газа в ЕС — неизбежный сценарий.

Еврокомиссии уже тревожно: газовые переговоры в формате РФ — Украина — ЕС, состоявшиеся 9 декабря в Брюсселе, не принесли должного результата. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев уведомил по итогам встречи, что главного достичь не удалось —― дополнительное соглашение к контракту между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на трехсторонних переговорах с участием Еврокомиссии так и не было подписано.

Тем не менее свою посредническую миссию ЕК может считать выполненной. Теперь уже нет нужды снова собирать «треугольник» — в принципе поле для возобновления прямых контактов «Газпрома» с «Нафтогазом» подготовлено. Все упирается в предоплатный транш Киева, который до сих пор не предъявил четких финансовых гарантий от ЕС.

Более того, украинская сторона, похоже, выбирает сценарий саботажа — с усилением морозов от «Нафтогаза» слышны только заявления о якобы заинтересованности Москвы в газовом кризисе. А это не что иное, как подготовка Киевом почвы для воровства транзитного топлива.

Успокаивает одно, что через пару сезонов подобные переговорные раунды будут уже не нужны — до конца 2019 года «Газпром» намерен организовать поставки в Европу углеводородного сырья исключительно по маршрутам в обход Украины.


Автор — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Читайте также
Прямой эфир