Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве возбуждено уголовное дело из-за угроз в адрес обозревателя Сергейцева
Мир
Армения подала в суд ООН иск против Азербайджана по делу о расовой дискриминации
Мир
Шойгу встретился с министром обороны Южного Судана
Экономика
«Аэрофлот» заверил в бесперебойном выполнении программы полетов за границу
Общество
Температура воздуха в Москве почти установила рекорд
Мир
Путин заявил о готовности РФ выстраивать взаимодействие с Латинской Америкой
Общество
В Госдуме предложили поощрять долгую жизнь в браке
Мир
Путин выразил соболезнования президенту Пакистана в связи с терактом в мечети
Экономика
Власти РФ планируют направить более 7,7 трлн рублей на соцполитику
Спорт
Россияне смогут принять участие в Паралимпиаде-2024 в нейтральном статусе
Армия
Артиллерия добровольческого корпуса отбила атаку ВСУ на артемовском направлении
Общество
Военнослужащим ВС РФ вернут деньги за несостоявшиеся туристические путевки
Мир
Во Франции назвали продажу оружия Украине хорошей возможностью
Мир
Путин установил перечень документов для въезда граждан Украины в Россию

Оптимальный статус-кво

Политолог Виктор Кузьминков — о перспективах урегулирования территориальных споров с Японией
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На протяжении всего постсоветского периода в российско-японских отношениях постоянным пунктом политической повестки был и продолжает оставаться вопрос о заключении мирного договора, который, по утверждению японской стороны, должен привести к «полной нормализации» двусторонних отношений. За прошедшие 25 лет этот вопрос постоянно поднимался в обеих странах как на официальном, так и на общественном уровне. В рамках этой дискуссии обозначились позиции сторон в поиске путей и форм разрешения проблемы мирного договора. Главный итог — отсутствие перспектив сближения в подходах обеих сторон к решению этого вопроса.

Вместе с тем признаки прорыва вроде бы наметились после избрания в 2000 году президентом России Владимира Путина, который предложил японской стороне использовать в качестве юридической основы для продолжения переговоров Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года.

Токио согласился. Это согласие далось японской стороне нелегко, поскольку признание Совместной декларации в качестве юридической базы переговоров ослабляло и даже сводило на нет так называемый пакет договоренностей — ряд документов, которые Токио удалось навязать российской стороне в 1991–1998 годах. Именно поэтому еще некоторое время спустя японский МИД пытался апеллировать к двусторонним документам «в пакете».

Однако главное в том, что для того, чтобы легализовать свои территориальные претензии к России, японский партнер стал навязывать собственное толкование единственного в российско-японских отношениях полноценного с юридической точки зрения международно-правового документа.

Понятно, что настойчивость Токио во многом обусловлена убежденностью, что в случае решения территориальной проблемы на своих условиях Япония, по сути, сможет использовать этот прецедент в территориальных претензиях к Республике Корея в территориальном споре с КНР — другими словами, начать процесс пересмотра итогов Сан-Францисского мирного договора 1951 года, а в более широком смысле — пересмотра итогов Второй мировой войны.

Прежде всего следует подчеркнуть, что Совместная декларация 1956 года не просто выполнила свои функции по восстановлению дипломатических отношений, положив конец состоянию войны между СССР и Японией. На протяжении 60 послевоенных лет она оставалась юридической основой двусторонних отношений.

Однако сегодня стало очевидно, что декларация выработала свой ресурс и более не может выполнять прежние функции: геополитическая и геоэкономическая ситуация в регионе Восточной Азии и в мире в целом претерпела кардинальные перемены. Эти перемены объективно требуют от России новых подходов к определению приоритетов как в ее всестороннем развитии, так и в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов.

Выстраивание всеобъемлющих отношений с Японией объективно является одним из приоритетов внешнеполитической стратегии России на азиатском направлении. Однако вместе с тем необходимо учитывать новые обстоятельства, которые диктуют выбор форм и направлений, используемых для обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России в Восточной Азии.

Следует подчеркнуть, что мирный договор с Японией, обремененный территориальными претензиями Японии к России, к числу таких приоритетов не относится.

Дело в том, что ни с КНР, ни с Республикой Корея Япония не имеет мирных договоров в классическом понимании, в которых бы урегулировались вопросы территориального размежевания.

Отсутствие классических мирных договоров с КНР и РК не является для Японии проблемой и вовсе не тормозит развитие всесторонних отношений с этими партнерами. Этот факт лишний раз доказывает, что утверждения о взаимозависимости наличия мирного договора с масштабами экономического сотрудничества лишены оснований.

Нынешняя геополитическая и геоэкономическая обстановка в Восточной Азии кардинальным образом отличается от ситуации, в которой подписывалась Совместная декларация 1956 года. В 1960 году Япония и США заключили новый договор о безопасности, в соответствии с которым США взяли на себя обязательство защищать территорию Японии. В 1976 году СССР в соответствии с международными нормами установил специальную 200-мильную экономическую зону (СЭЗ), что значительно изменило геоэкономическую ситуацию. 

В 1991 году распался Советский Союз, со всеми вытекающими последствиями, и Россия стала правопреемницей СССР, по многим параметрам уступая прежней державе. Это обстоятельство затрудняло и даже делало невозможным для нее играть решающую роль в формировании военно-политической обстановки в Восточной Азии. Конкретным выражением новых угроз безопасности России в регионе стало практическое участие Японии в региональной ПРО, развертываемой США в Восточной Азии. Эта противоракетная система нацелена на нейтрализацию российского потенциала сдерживания, который является жизненной основой обеспечения безопасности России.

В конце XX — начале XXI века меняется расстановка сил во всем регионе Северо-Восточной и Восточной Азии: на первый план выдвигается Китай, в том числе за счет утраты ряда прежних позиций Соединенными Штатами. Новый статус КНР обусловил рост не только конкуренции, но и противостояния между Пекином, с одной стороны, и Вашингтоном, Токио и Канберрой — с другой. Рост региональной напряженности в значительной степени обусловлен территориальными спорами между ведущими странами региона — Японией, КНР, Республикой Корея, государствами АСЕАН. 

Все они внимательно наблюдают друг за другом и за неприкосновенностью спорных территорий. Для большинства участников предпочтительным вариантом разрешения существующих территориальных споров является сохранение статус-кво. Уступки, тем более Японии, которая имеет недавнюю печальную историю взаимоотношений со странами региона, рассматриваются как проявление политической слабости. Это обстоятельство следует учитывать российской стороне при формировании ее позиции на переговорах с Японией.

Автор — старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН

Прямой эфир