Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Операторы кикшеринга выписали более 26 тыс. штрафов россиянам с начала сезона
Общество
ФСБ предотвратила теракт с использованием БПЛА в Нижегородской области
Общество
В Приангарье арестовали осквернившего Вечный огонь мужчину
Общество
В аэропорту Казани сняли временные ограничения
Мир
Президент Латвии подписал закон о выходе страны из Оттавской конвенции
Армия
Сотрудники ФСБ обнаружили в ДНР крупный тайник с иностранным вооружением ВСУ
Авто
Omoda представила обновленный кроссовер С5
Мир
Шойгу отметил инициативы Китая по поиску мирного решения украинского конфликта
Общество
Пеплопад от выброса вулкана Безымянный на Камчатке закончился
Мир
Медведев констатировал полную несостоятельность МУС
Общество
В Нижегородской области задержали подозреваемого в подготовке теракта
Спорт
Кузьменко забил победный гол за «Лос-Анджелес» в матче плей-офф НХЛ с «Эдмонтоном»
Общество
Боевики ВСУ застрелили жителя Курской области и забрали у него ключи от машины
Происшествия
Мужчина и ребенок погибли в результате пожара в частном доме в Якутске
Мир
СМИ сообщили о тревоге европейцев из-за растущего раскола с США в контексте Украины
Армия
Военные группировки войск «Центр» рассказали о восстановлении техники в зоне СВО
Мир
Додон сообщил о проведении марша «Бессмертного полка» в Кишиневе 9 мая

Никогда не говори никогда!

Политолог Алексей Мартынов — о визите советника Трампа и перспективах смены тональности в российско-американском диалоге
36
Выделить главное
Вкл
Выкл

На прошлой неделе все информационные агентства облетела новость, что в Москву прибыл скандально известный в США советник штаба Дональда Трампа Картер Пейдж. Визит, и это важно, неофициальный. Такой формат позволяет сторонам свободнее обсуждать важные вопросы, что называется, без особых обязательств. И уж точно без необходимости отчитываться перед вездесущими СМИ.

И тем не менее — зачем же приезжал Пейдж?

Прежде чем отвечать на этот вполне конкретный вопрос, посмотрим, в какой обстановке проходил этот во всех отношениях примечательный визит.

19 декабря состоятся выборы президента США. Те самые выборщики, кого выбрали американцы прямым волеизъявлением 8 ноября, соберутся для голосования, и, наконец, у США появится новый президент. Понятно, что это довольно условная процедура, своего рода атавизм рассвета американской демократии. Ни у кого нет сомнений, что новым президентом выберут республиканца Дональда Трампа, у которого выборщиков больше. Его инаугурация состоится, как водится, 20 января.

В оставшееся до выборов и вступления в должность время уходящая администрация Барака Обамы стремится наделать как можно больше проблем для своих сменщиков, не прощая позорного поражения, которое они потерпели вопреки всем административным, медийным и денежным ресурсам, брошенным, чтобы провести в Белый дом «бабушку американской демократии» Хиллари Клинтон. За неделю до голосования выборщиков под давлением из Вашингтона снова ставится вопрос о расширении санкционных мер, теперь уже от лица «большой семерки» (хотя без участия Японии это, конечно, «шестерка») в отношении союзников легитимного правительства Сирии во главе с Башаром Асадом. Главным союзником Асада в Сирии по борьбе с международным терроризмом, как известно, остается Россия, чья группировка ВКС успешно способствует скорейшему наступлению мира в Сирии и в регионе в целом.

На фоне этих «усилий из-за океана» любопытно смотрится сообщение о приватизационной сделке по покупке госпакета 19,5% акций компании «Роснефть» катарским инвестиционным фондом на сумму €10,5 млрд. Российский бюджет до конца года получит дополнительно более 700 млрд рублей. Как известно, российская компания находится под секторальными санкциями США и ограничена в доступе к мировым финансам и технологиям, что, в свою очередь, стало препятствием для участия западных инвесторов в приватизации компании.

В самих США штаб победившего кандидата в президенты США тоже не сидит сложа руки. Кроме формирования команды кандидатов на ключевые посты в американской системе государственного управления, что широко обсуждаются во всем мире, Трамп рассылает своих эмиссаров в ключевые страны.

Кстати сказать, одним из наиболее вероятных претендентов на пост госсекретаря сегодня называют Рекса Тиллерсона, главу корпорации ExxonMobil — партнера российской «Роснефти». Того самого Рекса, которого в сентябре 2012 года Владимир Путин наградил орденом Дружбы «за большой вклад в развитие и укрепление сотрудничества с Российской Федерацией».

И вот, на фоне всех этих любопытнейших событий в Москву прибывает советник штаба Дональда Трампа Картер Пейдж.

Картер Пейдж — довольно интересная личность. Выходец из Пентагона (выпускник Военно-морской академии). Бизнесмен-финансист. Несколько лет в начале нулевых работал в России во главе отделения крупнейшего в то время американского банка Merrill Lynch. Совладелец американо-российского инвестфонда. И, наконец, советник штаба Трампа, которого СМИ, поддерживающие Клинтон, в самом мягком варианте называли «агентом КГБ».

Во время работы в Москве Картер Пейдж оброс связями в российском большом бизнесе и государственных органах. Именно с именем финансиста Картера Пейджа наблюдатели связывают разоблачение финансовых афер и «другой деятельности» в России работавшей здесь в начале 2000-х компании Hermitage под руководством небезызвестного Уильяма Браудера, аффилированного с британскими и американскими спецслужбами.

Понятно, что визит советника штаба почти избранного президента США носит неофициальный характер, хотя все государственные СМИ об этом сообщили. А официальные органы от МИДа до администрации президента на всякий случай прокомментировали визит эмиссара Трампа в духе того, что «не комментируют частных визитов частных лиц».

Что не помешало Картеру Пейджу сделать целый ряд важных заявлений. В том числе советник штаба Трампа дал жесткую оценку украинскому кризису как «государственному перевороту под патронажем ЦРУ» и заявил о возможном признании российской юрисдикции в Крыму. 

Также Пейдж заявил о желании американского большого бизнеса вернуться на российский рынок и даже расширить присутствие по сравнению с теми позициями, что занимали американские компании до кризиса в российско-американских отношениях.

То есть заявляется определенная повестка и определяется диапазон будущих «торговых» переговоров в феврале следующего года, когда новый президент США и его администрация вступят в права. Правда, пока остается за кадром, что попросят люди Трампа взамен, но явно демонстрация намерений прошла успешно.

Во вторник Пейдж отправится домой в США. За неделю в Москве посланник Трампа провел массу неформальных встреч с представителями «российского большого бизнеса и «идейными лидерами», как он сам анонсировал свой визит. Представляется, что такая манера зондирования, свойственная скорее для ведения бизнеса, а не глобальной политики, уже подзабытый и весьма эффективный подход для выстраивания и политических отношений тоже. Вместе с Дональдом Трампом в Белый дом в январе придут прагматики бизнесмены, ориентированные на получение прибыли, на результат.

В любом случае с февраля 2017 года откроется новая страница российско-американских отношений. И это совершенно не означает, что что-то принципиально меняется в наших стратегиях. Но то, что меняются подходы, — это очевидно.

Автор — директор Международного института новейших государств

Читайте также:

Все мнения >>

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением