Минобороны восстановит танки Т-34
Российское военное ведомство заказало санкт-петербургскому 61-му танкоремонтному заводу техническое обслуживание легендарных танков Т-34. Это проверка системы управления, бортовой электроники, замена топливных и масляных фильтров, а также проведение других работ по поддержанию машин в исправном состоянии. Работы должны завершиться в мае будущего года.
Согласно контракту 0173100004516002094, размещенному на сайте государственных закупок, речь идет о трех боевых машинах Т-34-85, находящихся в парке 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии в подмосковном поселке Алабино (войсковая часть 23626). Судя по информации, приведенной в сопроводительных документах заказа, после завершения ремонта машины должны принять участие в параде Победы 9 мая 2017 года на Красной площади. Также «тридцать четверки» в следующем году будут задействованы и в других мероприятиях, название которых в контракте не приводится.
Как указывается в документах, «анализ рынка по техническому надзору танков Т-34 в информационно-телекоммуникационной сети интернет показал отсутствие информации о потенциальных исполнителях». Поэтому в качестве единственного поставщика услуг военное ведомство выбрало дочернее предприятие «Уралвагонзавода» — 61-й бронетанковый ремонтный завод, расположенный в Стрельне (это юг Санкт-Петербурга).
Исполнитель должен провести техническое обслуживание-1 (ТО-1) и техническое обслуживание-2 (ТО-2), согласно требованиям «Руководства по материальной части и эксплуатации танка Т-34-85» от 1963 года. Стоимость услуг Минобороны оценило в 2,59 млн рублей.
В ходе работ на машинах будут проверены различные крепления, технические соединения, патрубки и механизмы в двигательном отсеке, в боевом отделении, на месте механика-водителя. Также будет заменено масло, охладительная жидкость, масляные, воздушные и топливные фильтры. Принимать работу будут представители Главного автобронетанкового управления Минобороны.
— Т-34-85 по современным меркам очень капризная машина. Езда на таком танке — это не сахар, — рассказал «Известиям» военный историк Алексей Исаев. — Даже в 1945 году в боевых документах Красной армии встречается много критики конструкции этой машины. В частности, главного фрикциона (аналог автомобильного сцепления на танках. — «Известия»), который неопытные механики-водители очень часто выводили из строя. Поэтому «тридцать четвертым» требуется скрупулезное обслуживание, даже если они просто стоят на складах и не эксплуатируются. Надо регулировать тяги, тщательно следить за уровнем технических жидкостей и проводить другие работы.
Хотя Т-34-85 был принят на вооружение лишь в 1944 году, именно эта машина считается символом Победы в Великой Отечественной войне. Новая модель по опыту борьбы с немецкими «Тиграми» и «Пантерами» была вооружена длинноствольной 85-миллиметровой пушкой ЗИС-С-53 (вместо 76-миллиметрового орудия на более ранних моделях), установленной в башне увеличенного объема. Т-34-85 некоторое время выпускались и после ВОВ и при этом поставлялись на экспорт в десятки стран мира. Три «таманские» «тридцать четверки» как раз являются машинами послевоенных серий и в Великой Отечественной участия не принимали.
В настоящее время Т-34-85 остаются на вооружении в 10 странах мира. Помимо африканских Мали, Республики Конго, Гвинеи, Гвинеи-Бисау и Намибии, «тридцать четверки» стоят на вооружении Кубы, Северной Кореи и Лаоса. Причем на Кубе Т-34 используется не только как танк, но и как база для различных боевых и вспомогательных машин, включая самоходные артсистемы, инженерные машины и даже комплексы ПВО. Не так давно Т-34-85 были замечены в Йемене, где танки использовались в качестве обычной полевой артиллерии для разрушения позиций боевых отрядов хуситов.