Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Идущие за Русской мечтой

Писатель Платон Беседин — о России как модели единства для всего мира
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня — Международный день толерантности. Этим понятием нас, похоже, закормили в последнее время. Им же и попрекают: будьте толерантнее, россияне, а иначе никак. Данное словцо — один из главных маркеров в информационном пространстве. Почти такое же модное — и вместе с тем сладкое и абстрактное — как, например, «демократия» или «свобода». Если не вдумываться, то звучит красиво. Меж тем толерантность — во многом понятие медицинское. Антипод резистентности. Абсолютно толерантный организм обречен, потому что не способен к сопротивлению. Любой вирус, инородное тело, попадая, уничтожают его. Не в силах сопротивляться, отстаивать свою жизнь, самость.

И, собственно, разве не это происходит сегодня с Европой, задыхающейся от нашествия беженцев, под которых зачастую маскируются вполне практичные и порой агрессивные люди? Люди, которые пришли взять свое. Сотворить из чужого мира собственный. По своему образу и подобию. И мир прежний если и сопротивляется, то очень вяло, неубедительно.

Да, изначально толерантность не подразумевает абсолютное безразличие, терпимость — она апеллирует скорее к уважению и равноправию, но ржавому лому трудно противопоставить философские концепции, и в мире, бурлящем войнами и конфликтами, выживает сильнейший. Тот, кто нетерпим, тот, кто бьет первым. И вот тогда случается интересный перевёртыш: условно слабый становится абсолютным сильным, он навязывает свою волю и правила. Так в среде, где отсутствует сопротивление, наступает диктат меньшинства, и то, что изначально виделось как минимум странным, превращается сначала в норму, а после в тренд.

Подобное, например, произошло с гомосексуализмом на Западе. Ведь изначально в той же Америке он считался психологическим расстройством, и только в 70-х годах прошлого века Ассоциация психиатров решила, что это не так. Далее очень быстро развилась мода на гомосексуализм. Многие люди данной ориентации — как ответная реакция на притеснение ранее — посчитали себя кем-то вроде избранных, создав свое status in statu, закрытый привилегированный мир. Более того, гомосексуализм стал подлежать распространению.

К слову, Россию в вопросах свобод чаще всего попрекают именно нетолерантностью к геям. Хотя мы и не против них, а против создания гомокульта. Понятно, что в этих нападках много политики: ведь молчат, например, по отношению к Саудовской Аравии, где за гомосексуализм вообще полагается смертная казнь, но тут в принципе не учитываются традиции, обычаи нашей страны. И это еще одна беда всеобщей толерантности — утрата идентичности, стирание границ и, как следствие, вседозволенность, мир без Бога.

Но тогда что мы можем предложить взамен? Да и можем ли? Полагаю, что да. И тем страннее выглядят навязчивые разговоры о необходимости научить Россию толерантности, потому что наша страна является уникальным примером того, как миллионы людей разных вероисповеданий, национальностей, политических взглядов, традиций существуют в единстве на самой большой территории в мире. Именно Россия — эффективная модель будущего миропорядка.

Европа раздираема этническими и религиозными конфликтами: одни пытаются навязать волю другим. США существует по принципу плавильного котла, где люди, попадая в него, теряют прежнюю идентичность, дабы быть отлитыми в новой — как правило, англосаксонского либерально-протестантского типа. Россия же, наоборот, гармонично объединяет в себе во многом разных людей, живущих в одном метакультурном пространстве. И если США — это плавильный котел, то наша страна — тканый ковер, созданный из разных лоскутов, гармонирующих друг с другом.

Недавно я вернулся с писательского форума. В один из ночных споров у нас сложилось замечательное общество: китаец из Хабаровска, кореец из Подмосковья, еврей из Санкт-Петербурга, нанаец, русский из Электростали, башкирка, якут, поволжский немец из Казахстана. Дискутировали шумно и много, но сходились в одном — в том, что мы русские и мы — Россия. А иначе не может быть в стране, где поездка из Приморья в Карелию напоминает перемещение по галактикам. Однако войны миров нет и не будет.

Что объединяет всех нас? Прежде всего, многообразная русская культура, в основе которой, как бы не вымарывали свои и чужие, находится и всемирная отзывчивость, и широта души, и соборность, и стремление к справедливости, и великодушие. Мы испытали и испытываем столько влияний, что, казалось бы, давно должны были утратить свою идентичность, свой культурный код, но нет — выстояли, преобразовали и, наоборот, стали сильнее, не утратив первооснов. Чуковский писал, что русский язык, живой как жизнь, принимая иностранные слова, часть из них оставляет, а часть отбрасывает — производит отбор. Так поступает и наша душа, живая, многообразная, а язык есть душа народа. И это опять же хорошо видно на примере нашей литературы: и Валентин Распутин, и Фазиль Искандер, и Чингиз Айтматов, и Расул Гамзатов, и Иосиф Бродский — русские писатели.

Их и нас объединяет Русская мечта. Переход к ней, возрожденной, — переход от Русской идеи — мы сделали в 2014 году с возвращением Крыма, когда нащупали точку сборки новой России. Возможно, впервые в постсоветское время мы серьезно помыслили о себе, и мечта наша была противопоставлена мечте американской, сугубо индивидуалистической, той, где рай — рай на земле — наследуют не страждущие, а те, у кого пушка больше, пушка, прикрытая мифической толерантностью.

Основы Русской мечты зашифрованы и в наших сказках. Что есть «Теремок» или «Репка» как не притчи о стремлении к справедливости и преодолении бед через единство, через соборность, через великодушие и взаимопомощь? Но как только, и это уже другая сказка, о курочке Рябе, к этому домешивается наше непонимание, тогда появляется мышка (обитатель нижних миров, символ накопительства) и, махнув хвостиком, разбивает золотое яйцо, эту модель нового мира.

Потому столь важно сегодня понять себя и людей рядом. Понять свою роль и место, роль нашего народа и нашей страны, способной — и уже делающей это — предложить миру новую модель единого общества. И это понимание в сочетании с отзывчивостью и широтой души куда важнее и правильнее любой так называемой толерантности.

Все мнения >>

Прямой эфир