Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Заемщики МФО научились грамотно жаловаться

Более половины клиентов микрофинансовых организаций считают, что в спорах с кредиторами их поддержат Центробанк, СРО и Генпрокуратура
0
Заемщики МФО научились грамотно жаловаться
Фото: ТАСС/Александр Артеменков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почти 60% клиентов МФО (микрофинансовых организаций) не особо утруждают себя изучением предложений различных компаний перед подписанием договора. Их больше интересует скорость принятия решения, а также доступность получения услуги. При таком, казалось бы, невысоком уровне финансовой грамотности заемщики микрофинансовых организаций прекрасно осведомлены о том, куда нужно жаловаться на кредиторов и уверены, что спор должен решиться в их пользу. Об этом свидетельствуют данные исследования финансовой грамотности клиентов МФО, которое провела компания «Домашние деньги».

Согласно исследованию, порядка 57% заемщиков МФО не особо вдаются в детали финансовых предложений различных компаний перед подписанием договора. Они сообщили, что при выборе МФО клиенты руководствуются не условиями выдачи займа, в том числе его стоимостью, а скоростью принятия решения, доступности МФО, а также рекомендациями друзей. Наверное, именно поэтому, более 60% опрошенных, отмечается в исследовании, необходимо детально объяснять условия займа, а также то, насколько важно серьезно воспринимать ответственность за свои решения и соблюдать финансовую дисциплину.

Как показал опрос, при возникновении просрочки клиенты МФО уверены в решении споров с компанией в их пользу. При этом заемщики хорошо осведомлены о каналах для жалоб: порядка 35% из них предпочитают жаловаться в Банк России, 15% — в СРО. Остальные жалуются в Генеральную прокуратуру или предпочитают подключать к решению спора средства массовой информации.

Кроме того, о невысоком уровне финграмотности заемщиков МФО говорит и тот факт, что лишь малая часть опрошенных имеет сбережения. Только 10% из них отметили, что имеют «подушку безопасности» в виде небольших вкладов, а также бытовой техники и украшений.

Впрочем, заемщики МФО вполне вписываются в картину невысокой финансовой грамотности российских потребителей финансовых услуг.

— Объективно (опираясь на результаты тестирования) мы можем говорить о 12% финансово грамотных людей в стране, — говорит гендиректор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

По ее словам, при этом самооценка россиянами своих знаний в 2016 году растет. Если в 2015-м каждый пятый считал свою финграмотность хорошей или отличной, то сейчас уже каждый четвертый. При этом эксперт полагает, что, скорей всего, более тщательное планирование своих расходов и внимательный подход к тратам связаны с кризисом и являются временным явлением.

— Также существует риск неадекватного отношения россиян к финансовым продуктам, что приводит к росту закредитованности. Как раз с точки зрения клиентов МФО реализация этого риска особенно опасна, — полагает Гузелия Имаева.

Если судить по данным Центробанка, куда чаще всего обращаются обиженные клиенты микрофинансовых организаций, жаловаться они действительно научились. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора, за I–III кварталы текущего года в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ поступило на рассмотрение около 7900 жалоб в отношении МФО. При этом почти половина из них — жалобы по возврату задолженности по договору микрозайма и вопросы по цессии долга (передача коллекторским агентствам). То есть почти в 50% случаев люди недовольны, как кредитор обошелся с их просрочкой. Как отметили в пресс-службе ЦБ, нередко при рассмотрении жалоб выясняется, что МФО не имели к этой деятельности никакого отношения, передав долги коллекторам, работу которых Центробанк не регулирует.

Впрочем, как показало исследование компании «Домашние деньги», положительная динамика у заемщиков микрофинансовых организаций проявляется не только в умении жаловаться.

— В целом мы видим, что тенденция существует положительная. Например, люди уже не просто снимают наличные, а оплачивают покупки, при этом стараясь гасить заем досрочно, — сообщил главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов.

Он отметил, что большую финансовую грамотность демонстрируют заемщики-мужчины. Именно они предпочитают выплачивать заем досрочно, среди целей займов таких клиентов в основном комплектующие для автомобиля или срочный ремонт квартиры.

Что касается использовании карт, то 83% респондентов предпочитают не расплачиваться картой, на которую зачисляется заем, а снимать наличные. Ранее порядка 95% клиентов предпочитала снимать наличные сразу, зачастую оставляя карту в банкомате. В 2016 году число транзакций по карте возросло с 5% (в 2015 году) до 17%. Клиенты оплачивают покупки в магазинах, а оставшиеся деньги снимают.

Прямой эфир