Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Молодое кино стран СНГ живет «Надеждой»

Российский фильм «Возвращение Эркина» стал победителем международного конкурса игровых лент в Бишкеке
0
Молодое кино стран СНГ живет «Надеждой»
Фото: Big Fish Production
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Бишкеке прошел форум молодого кино стран СНГ «Умут» («Надежда»). С этого года он стал международным благодаря поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.

Я был приглашен туда в качестве председателя жюри национальной программы игровых короткометражных фильмов. Организаторы оригинально решили проблему возможного конфликта интересов среди членов многочисленных жюри (по ходу нашей работы даже родилась шутка, что членов жюри в конечном итоге больше, чем создателей фильмов).

Национальные конкурсы игровых и документальных фильмов судили международные команды, а соответствующие международные соревнования оценивали киргизские кинематографисты. Помимо четырех основных жюри, на форуме было еще жюри критиков и представителей кинофестивалей СНГ и молодежное жюри Кыргызстана. Для них отборщики подготовили отдельные смешанные программы.

Программный директор форума киновед Гульбара Толомушова, на плечи которой легла не только творческая, но и организационная часть работы, подчеркнула: «Главный по значимости конкурс форума — это все–таки национальный конкурс игровых короткометражных фильмов. 90% в нем — фильмы 2016 года. Важно, что люди — простые зрители — получили возможность увидеть эти картины. А наши и зарубежные молодые режиссеры смогли показать свои работы друг другу».

Полнометражные фильмы стали своеобразным обрамлением форума. На открытии демонстрировалось «Завещание отца» Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу, а на закрытии — «Свидетель дела №6» казахского режиссера Серика Абишева.

Выступая на церемонии открытия, я признался, что последний раз был в этом городе, когда он еще назывался Фрунзе. Именно такой длительный перерыв и побудил меня выкроить время для своеобразного возвращения к истокам. Ведь я надолго запомнил свой первый приезд в Киргизию.

Будучи совсем еще молодым переводчиком и начинающим киноведом, по поручению СК СССР я регулярно возил по нашей тогда необъятной стране непрокатные зарубежные фильмы для показа кинематографистам.

В столице Киргизии, которая теперь стала независимым Кыргызстаном, я попал тогда в очень теплую компанию. Философ Арон Брудный познакомил меня с молодым, но уже знаменитым Чингизом Айтматовым, с котором мне выпало счастье общаться в течение нескольких десятилетий до его не столь давней кончины. Эта встреча для меня была очень важна.

Кино Средней Азии (теперь ее чаще называют Центральной) наложило серьезный отпечаток на мою дальнейшую жизнь в профессии. Моя бывшая студентка Гульнара Абикеева (ныне доктор наук и главный специалист по кинематографиям региона) была моей коллегой по жюри, а казахский режиссер Рашид Нугманов, которому я читал курс истории кино, стал директором алмаатинского международного фестиваля «Евразия».

Но сначала было «киргизское чудо», связанное с именами режиссеров Болотбека Шамшиева и Толомуша Океева и, конечно, Чингиза Айтматова, на произведениях которого основаны многие классические фильмы. А также — эпос «Манас», по сей день цементирующий эту национальную культуру.

Теперь я не без удивления узнал, что в стране сформировалась вполне жизнеспособная кинематография, где ежегодно делается несколько десятков игровых полнометражных фильмов. Они не просто выходят в прокат, но нередко лидируют по кассовым сборам, обгоняя голливудские блокбастеры, поставляемые сюда московскими дистрибьюторами.

Конечно, такое развитие событий не единично. По аналогичному сценарию развиваются и события в Узбекистане, а теперь и в российской Республике Саха (Якутия). В советский период именно эти регионы обеспечивали фантастический успех индийским фильмам. Как только российские прокатчики переориентировались на Запад и индийские мелодрамы и комедии стали труднодоступными, производство развлекательной (и не только) продукции на национальных языках взяли на себя местные кинематографисты и в ряде случаев завоевали своего зрителя, о чем пока мы можем только мечтать.

Лучшим фильмом международного конкурса игровых лент жюри назвало «Возвращение Эркина» россиянки Марии Гуськовой — о человеке, отсидевшем в тюрьме и пытающемся вернуться в свою прежнюю жизнь. А лучшим фильмом национального конкурса короткометражных лент стала комедия «Олжо» Болсунбека Таалайбек уулу.

Наше жюри особо выделило «Заплыв» Акыйката Аскарова — судьбе мальчишки–сироты, мечтающего стать чемпионом. Оператором картины был мастер режиссера — сам Марат Сарулу. По своей длительности (40 минут, а не 15–20, как остальные конкурсные ленты) и художественной зрелости фильм несколько выпадал из программы.. В результате ему в порядке исключения присудили не предусмотренный регламентом Гран-при.

В международном конкурсе документальных фильмов лучшей стала работа Екатерины Крюк из Белоруссии «Опустынивание». В аналогичном национальном конкурсе победила картина «Спасибо, доктор!» Адилета Каржоева, посвященная известному хирургу Эрнсту Акрамову.

За несколько дней пребывания в Бишкеке у меня создалось впечатление, что сегодня начинается новый взлет кино Киргизии. Фильмы молодых режиссеров, особенно короткометражные, всегда таят в себе сюрпризы, неожиданные сюжетные и художественные ходы. А форумы, на мой взгляд, нередко бывают важнее фестивалей, поскольку дают авторам возможность и показывать свои работы, и общаться. Бишкекский уже стал международным и имеет все шансы стать одним из самых влиятельных и в регионе, и за его пределами.

Прямой эфир