Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ка-52 поразил опорный пункт и личный состав ВСУ в Курской области
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Авто
Россияне потратили на б/у автомобили 585 млрд рублей за ноябрь
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Мир
Пентагон отказался комментировать поражение F-16 в Запорожской области
Мир
В Британии на саксонском кладбище обнаружили меч VI века
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
В России обнаружили более 20 поддельных сайтов о благотворительности
Мир
Ким Чен Ын сделал подарок долгожительнице из КНДР на 100-летний юбилей
Происшествия
На западе Москвы загорелся паркинг
Мир
Около 70 человек на борту затонувшего в водах Марокко судна пропали без вести
Общество
Временные ограничения на полеты введены в аэропорту Казани
Мир
Адвокаты президента Южной Кореи посетят заседание об импичменте
Культура
Новый год начнется с выхода фильма-сказки «Финист. Первый богатырь»
Армия
Пленный солдат ВСУ посоветовал сослуживцам бросать позиции и сдаваться
Армия
Посол Яковенко назвал применение «Орешника» мощным фактором сдерживания
Мир
СМИ узнали о желании солдат ВСУ достичь перемирия с Россией в 2025 году

Третьяковская история любви Льва Бакста

Очередная экспозиция к 150-летию художника посвящена его отношениям с дочерью Павла Третьякова
0
Третьяковская история любви Льва Бакста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Крупнейшие музеи весь год соревнуются — кто ярче отметит юбилей Льва Бакста. После масштабных экспозиций в Русском музее и ГМИИ имени Пушкина отреагировать на памятную дату решила и Третьяковская галерея. Впрочем, мериться с коллегами количеством и значимостью представленных работ Зельфира Трегулова и ее сотрудники не стали, сделав ставку на оригинальность подхода. На выставке, разместившейся всего в одном зале, мы видим в основном фотографии, письма и открытки.

Живописное наследие Бакста представлено лишь одним полотном: это портрет Любови Павловны Гриценко, написанный в 1903 году. Он же — ключ к концепции экспозиции.

— Наша выставка немножко необычная. Мы делаем акцент на человеческих качествах Бакста, на его личной жизни. Но, конечно, это всё сильно связано с его творчеством, — пояснила куратор проекта Елена Теркель. — Лев Бакст был однолюбом, и эта любовь, которую он пронес до последних своих дней, и стала предметом нашего внимания.

Любовь Гриценко — дочь Павла Михайловича Третьякова, основателя галереи. В 1903 году она стала супругой Бакста. Будущему кумиру парижской публики для этого пришлось перейти из иудаизма в христианство, а наследнице знаменитого фабриканта и коллекционера — убедить семью принять небогатого художника, на тот момент еще не достигшего европейской славы.

Третьяковская история любви Льва Бакста











Бакст писал портрет в Ментоне, на Лазурном побережье. Роман был в самом разгаре, и в работе это чувствуется. На Гриценко — воздушное белое платье с изящным оливковым орнаментом, причудливая шляпа. Фоновый пейзаж услаждает взгляд нежными оттенками зеленого и голубого. Характерная деталь: Бакст избежал соблазна приукрасить черты лица дамы, передав их с максимальной точностью (в витрине рядом с портретом мы видим фотографии Гриценко, позволяющие оценить сходство). Для влюбленного художника она была идеалом.

По колориту картина перекликается с полотнами Борисова-Мусатова (они размещены в соседнем зале в составе постоянной экспозиции) и мало чем напоминает зрелые работы Бакста. Однако со знаменитыми театральными эскизами для дягилевских «Русских сезонов» портрет роднит внимание художника к одежде персонажа и декоративность образа.

В 1907 году у супругов родился сын Андрей. С ним связаны самые трогательные экспонаты выставки — детские рисунки Андрюши, который потом тоже станет художником. Гриценко посылала их Баксту в Париж, где он жил с 1910 года после развода с ней. А Бакст в ответ писал письма, полные любви и надежды на то, что ребенок его не забудет.

Любовь Павловна и Андрей смогли приехать к Баксту только в 1923 году. После революции их не выпускали из страны, и только активные усилия художника (его прошения дошли до Ленина и Луначарского) позволили семье воссоединиться. Увы, ненадолго: в 1924 году Льва Бакста не стало.

Третьяковская история любви Льва Бакста











Семейный архив Андрей Бакст и Марина Николаевна Гриценко (дочь Любови Павловны от первого брака) передали Третьяковской галерее. Некоторые из этих документов сегодня доступны посетителям музея. В их числе — несколько писем и открыток с рисунками Бакста. Например, очаровательный карандашный портрет Марины Гриценко 1908 года (к падчерице художник относился с большой нежностью) и изображение будущей супруги на письме от 1 февраля 1903 года.

«Бесценная, милая Люба! Целую божественную ножку моего друга, в которого я влюблен. Как жаль, что она нарисованная!» — пишет Бакст беглым почерком вокруг рисунка. И мы, любуясь изысканным силуэтом, забываем печальное окончание этой истории. Благодаря кисти Бакста медовый месяц художника и модели будет длиться вечно. 

Читайте также
Прямой эфир