Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Маленький человек на фоне большой трагедии

Российские кинодокументалисты рассказали ливанцам о Ближнем Востоке
0
Маленький человек на фоне большой трагедии
Кадр из фильма Анастасии Трофимовой «Ее война: женщины против ИГИЛ». Фото: russianlebanon.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На завершившимся в Бейруте фестивале российского кино «Пять лет за пять дней» самым актуальным и востребованным стал раздел документалистики, где молодые российские режиссеры рассказали ливанцам об их родном Ближнем Востоке.

Ливан — одна из самых спокойных стран этого региона. Здесь не стреляют и не взрывают. Но менее чем в ста километрах от ливанской столицы расположена воюющая Сирия, а от Баольбека, крайней восточной точки страны, до сирийской границы можно доехать на велосипеде. Вот почему ливанцы шутят, что живут в условиях стабильной нестабильности. Это пограничное состояние, в той или иной степени характерное для всех относительно мирных ближневосточных стран, и стало предметом интереса русских режиссеров, причем в центре их внимания оказались самые уязвимые группы общества.

Фильм Анастасии Трофимовой «Ее война: женщины против ИГИЛ» (организация запрещена в России) посвящен молодым арабкам, проходящим военную подготовку недалеко от города Серекание. Там проходит линия фронта — курдские отряды народной самообороны сражаются с боевиками «Исламского государства». Здесь же находится тренировочный лагерь для женщин-добровольцев, где снимала всю картину Трофимова.

Лента подчеркнуто безыскусна — репортажная съемка, нет эффектных кадров, закадрового голоса. На экране — аскетичный лагерный быт, строевая (с «налево» и «направо» у девушек проблемы), сборка-разборка «Калашникова» («хорошее русское оружие», хвалит инструктор), политзанятия («мы за свободу и демократию») и монологи курсанток, рассказывающих, почему они здесь и как относятся к этому их родные.

У одной семья настолько неблагополучная, что даже не знает, где находится их дочь. Другую родители не без слез, но отпустили. Третья, в отличие от своих недоучившихся подруг, уже окончила педагогический колледж и фактически сбежала из дома — родные были категорически против.

На первый вопрос — зачем им воевать? — девушки отвечают почти одинаково. Не хотят они повторить путь своих матерей — замужество, дети, хозяйство... Другое дело — вырваться из веками определенного круга, пережить яркие впечатления, сгореть, подобно смертнице, именем который назван лагерь. «Я хотела бы быть как она, мученики живут в веках», — рассуждает несостоявшаяся учительница.
Женщины, рожденные давать жизнь, готовятся убивать и умирать. Более страшного результата войны, калечащей не только тела, но в первую очередь души, придумать невозможно.

Герои фильма Вячеслава Дузя и Александра Панова «Сектор противоречий» — ровесники девушек из курдистанского лагеря, им тоже по 16–20 лет. Но, в отличие от сверстниц, они занимаются сравнительно мирным делом — паркуром. «Фишка» в том, что никаких специальных приспособлений для этого экстремального вида спорта в их родной местности не требуется. Ведь сектор Газа — готовая площадка.

Маленький человек на фоне большой трагедии









Сальто и кульбиты среди руин, прыжки в пустые глазницы разрушенных зданий выглядят неким сюрром. Но для ребят это естественная среда обитания, другой они не знают. «Паркур в Газа не спорт, а месседж», — объясняет один из экстремалов, сидя на крыше разрушенного аэропорта.

Жизнь здесь — сплошное преодоление, а другой не будет. За чертой селения свои проблемы, и беженцы из Газа там не нужны. Люди, бежавшие от войны, вообще никому не нужны и могут рассчитывать только на собственные силы. Об этом рассказал заключительный фильм бейрутского показа, сложившегося в итоге в ближневосточную трилогию.

Персонажи картины «Бежать от войны» — сирийцы: многодетный отец из лагеря беженцев в Ливане, художница, эмигрировавшая в Германию, переводчица, нашедшая пристанище в России, 13-летний подросток, один живущий в пригороде Берлина. У них разные судьбы и общая тоска по утраченной родине, куда никто уже не надеется вернуться.

— Мы хотели показать маленького человека на фоне глобальной катастрофы. Он не бандит, не террорист. Он просто хочет жить и не бояться за жизнь своих детей, — представила фильм режиссер и продюсер Мария Иванова.

Зрители, собравшиеся в одном из крупнейших киноцентров Бейрута, хотят ровным счетом того же. Многие из них испытали все мытарства жизни на войне, и равнодушных в переполненном зале не оказалось. Не припомню, чтобы фильмы, пусть и посвященные больным темам, провоцировали столь длительное и заинтересованное обсуждение. Авторы картин ответили на все вопросы, кроме одного: почему итогом большой политики больших государств становятся разрушенные жизни маленьких людей? Впрочем, на ответе никто и не настаивал. Аналог русской пословицы «Лес рубят — щепки летят» есть во всех языках мира.

Справка «Известий»

Первый на Ближнем Востоке фестиваль российского кино «Пять лет за пять дней» представил 12 лучших фильмов отечественного проката последнего пятилетия, в том числе приуроченные к Году кино «Экипаж» и «Ледокол». Форум, организованный кинокомпанией Buta Films, отделением Россотрудничества в Ливане, МИД России и минкультуры Ливана, посетили более 5 тыс. зрителей. Вход на все сеансы был бесплатным. По словам директора фестиваля Марии Ивановой, показ российского кино в Ливане станет «первой ласточкой большого проекта по продвижению современного российского кино, культуры и искусства в странах Ближнего Востока».

Прямой эфир