По последним данным, опубликованным Банком России, совокупный объем пенсионных средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах, и пенсионных накоплений, которые находятся в распоряжении ПФР, за II квартал 2016 года увеличился на 3,8%. Теперь их объем составляет почти 4,989 трлн рублей, или 6% ВВП. Много это или мало?
С одной стороны, негосударственные пенсионные фонды в России уже стали стратегическими инвесторами в экономике. На их долю приходится более 20% обращающихся на российском финансовом рынке корпоративных и государственных облигаций. Но по показателю, демонстрирующему отношение накопленных пенсионных средств к ВВП, мы продолжаем сильно проигрывать как развитым экономикам мира, так и сопоставимым с Россией по уровню экономического развития странам.
Например, в Канаде, по последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), он составляет 70,2% ВВП, в Голландии — 148,7% ВВП, в Великобритании — 99,6% ВВП, а в США — 83,2% ВВП. Меньше, чем у России, это соотношение только в тех странах, где либо вообще нет накопительных пенсионных систем, либо они только начали создаваться.
С другой стороны, рост пенсионных средств, зафиксированный Центральным банком, свидетельствует о доверии граждан к накопительной системе. Они готовы отдавать под управление НПФ свои пенсионные накопления и инвестировать деньги в свою старость. А значит, задача государства — продолжать развитие накопительных механизмов. Это позволит не только увеличить размер пенсий, но и обеспечить приток в экономику дополнительных инвестиций.
Именно поэтому Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) поддерживает новые инициативы Министерства финансов и Банка России, направленные на создание системы Индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Эта концепция появилась как никогда вовремя, и ее обсуждение является важным этапом развития всей системы пенсионного страхования в России. При этом ИПК не является альтернативой существующей обязательной накопительной системе. Об этом прямо заявил Минфин.
Суть инициатив Минфина и ЦБ заключается в расширении механизмов формирования пенсионных накоплений. ИПК предусматривает налоговые льготы как для работников, выразивших желание участвовать в этой системе, так и для работодателей. При этом сами пенсионные накопления рассматриваются как собственность граждан. О необходимости юридического оформления за россиянами права собственности на пенсионные накопления также не раз заявляла АНПФ. Причем не только в системе добровольного, но и обязательного страхования. Следует отметить и тот факт, что Минфин не исключает постепенную разморозку обязательной накопительной системы с 1 января 2018 года.
Напомню — в августе с такой инициативой выступила АНПФ. Речь идет о том, чтобы прекратить продлевать мораторий на формирование своих пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше. При этом, если у государства не хватает средств на выполнение своих обязательств перед нынешними пенсионерами в полном объеме, временно снизить часть тарифа страховых взносов, поступающих в накопительную систему, с 6% от фонда оплаты труда до 1%. А затем, по мере улучшения экономической ситуации, постепенно возвращать эту планку на прежний уровень. Такой путь после кризиса 2008 года прошли страны Балтии и Словакия. И их опыт вполне применим и в российских условиях. В Словакии, кстати, объем накопленных пенсионных средств к ВВП составляет почти 10%.
Свою совместную концепцию Минфин и Центральный банк представят на рассмотрение правительства уже в конце ноября. Смущает только то, что на этом фоне некоторые высокопоставленные чиновники социального блока продолжают делать заявления о неэффективности работы негосударственных пенсионных фондов. Тем самым подрывают доверие не только к финансовым институтам, которым доверили свои накопления 31 млн работающих граждан, но всех работающих к пенсионной системе в целом. Настойчивость, с которой они это делают, трудно объяснить рациональными причинами.
Точно так же порочна идея трансформации накоплений «молчунов» в баллы, стоимость которых определяет государство в конкретный момент времени. Такой шаг приведет к девальвации уже сформированных нынешним поколением молодых их пенсионных прав.
По своим масштабам эта конфискация нанесет еще больший ущерб интересам граждан, чем даже трехлетний мораторий на формирование ими пенсионных накоплений. Речь идет о сумме, превышающей 1,8 трлн рублей. Это позволит временно покрыть дефицит солидарно-распределительной системы. Но в среднесрочной перспективе может иметь негативный эффект для развития экономики.
Минфин выступает против этой идеи социального блока. Но ведь когда-то он выступал и против продления пенсионного моратория. Не хотелось бы, чтобы накопления «молчунов» стали разменной монетой в этом споре. Пока чиновники социального блока пытаются подорвать доверие граждан к накопительной системе, любые инициативы по ее развитию так и останутся только идеями.
Автор — президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ)